Бейнеу. В 14-59 после 360-ти километрового пробега я достиг ворот этого по своему уникального села Мангистауской области Казахстана. На это стоит посмотреть. Как я уже писал, для тех кто едет на Мангышлак или следует дальше на юг в Узбекистан по Великому шелковому пути и в обратном направлении это своеобразный перевалочный пункт для ночлега, подготовки к пересечению границы и пополнения запасов. Особенно это актуально для южного направления, ведь дешевый и качественный казахский бензин больше будет негде купить.
Наскоро перекусив, беру камеру и отправляюсь на поиски обменного пункта, местного музея и осмотра местной специфики. Это стоит увидеть.
Бейнеу является самым большим по численности населения селом Казахстана на 2019 год с населением 52 836 человек, будучи при этом административным центром Бейнеуского района и единственным населённым пунктом Бейнеуского сельского округа. Село Бейнеу был основано в 1960 году во время строительства железной дороги Макат-Мангышлак в 17 километрах от Эски-Бейнеу - древнего культового и перевалочного центра северного ответвления Великого шелкового пути. Когда-то именно здесь проходили караваны верблюдов, везущие на север иранское серебро и китайские шелковые ткани, а возвращающиеся обратно груженые сибирской пушниной.
Несмотря на расположение практически в центре села асфальт в проулке перед гостиницей отсутствовал. Все бы ничего, но на следующий день после ночного снегопада супесь превратилась в желтую грязь. Она никого не беспокоила, хотя лужи на асфальте дворники мели усердно.
Меня сразу привлекли расположенные напротив гостиницы дома. Их грубая кладка из каких-то нестандартных кирпичей заставила меня, незнакомого с местными архитектурными особенностями, подозревать в этих постройках седую древность. Но оказалось, что я сильно ошибался. Это обычные жилые дома поселка, сохранившие оригинальные фасады. Как раз между этими домами пролегала дорога в школу и тут я, производящий впечатление заморского гостя, услышал свое первое протяжное "Хеллоу!" от местных детишек. Добро пожаловать в современную Азию! - сказал я себе.
Застройка села Бейнеу разреженная, квартальная, преимущественно двухэтажная. Ширина улиц 25-30 м, озеленение слабое, что видно по моим фотографиям, но жители стараются сделать свой поселок более зеленым.
Вот в таких домах живет население современного Бейнеу. Я так до конца и не разобрался в стройматериале, но подозреваю, что это не глиняный кирпич, а нарезанные из песчаника блоки. Добывают песчаник на каменном карьере Баксыйык рядом с Эски-Бейнеу. Туда я поеду на следующий день. А пока мой пеший маршрут лежит к центру села Бейнеу.
Местность, где было основано село Бейнеу, представляет собой слабоволнистую равнину с абсолютными отметками 10-30 м над уровнем моря примерно в 20 километрах к востоку от пересыхающего залива Каспийского моря Мертвый Култук (залив Цесаревича). Постоянные водотоки и водоёмы отсутствуют. Растительность пустынная, разреженная. Климат резко континентальный, крайне засушливый. Поэтому для водоснабжения села были сооружены водоводы Кунград-Бейнеу-Кульсары (неужели от Амударьи протянули трубу через Устюрт?) и Бейнеу-Сай-Утёс-Жанаозен (значит и в Жанозене три месяца спустя мы пили воду из Амударьи?).
Иду пешком по улице Косай-Ата к центру села и вижу первый островок зелени в сквере у школы. Меня привлекают и распускающиеся на деревьях листочки и странный рельеф под ними. В условиях дефицита вода по канавкам подведена к каждому дереву. Что за похожие на бруснику кустики зеленеют между деревьями не знаю.
Первое цветущее дерево, увиденное в том году за кирпичным забором в Бейнеу наполнило меня радостью наступающей весны (кажется это была груша). В последующие дни будет снег, холод и мрак, безжизненные ландшафты Устюрта и Арала. Следующее дерево в цвету я увижу только в Нукусе, о котором я до сих пор вспоминаю с теплотой в сердце.
Улица Косай-Ата в Бейнеу со "слабым озеленением". Какие кусты я вам показываю я так и не понял. Саксаул или мимоза? Трава на газоне растет не равномерно. Это из-за того, что зимой асфальт здесь тоже посыпают солью?
В наши дни Бейнеу продолжая традиции прошлых караванных дорог остается важным транспортным узлом.
В селе расположена одноимённая железнодорожная станция на линии Чарджоу I (Туркмения) — Кунград (Узбекистан) — Бейнеу (Казахстан) — Астрахань (Россия), южнее села начинается ветка на Жанаозен и далее через Туркмению в Иран.
В 2010 году было начато и в январе 2014 года завершено строительство главного пути железнодорожной ветки Жезказган — Саксаульская на новой ЖД-трассе Астана — Караганда — Жезказган — Шалкар — Бейнеу — Актау, которая соединила центр страны с западными портами на Каспии порт Актау и порт Курык. Эта железная дорога стала частью транзитного коридора «граница Китая — порт Актау — Баку — Грузия — Турция — страны Европы». Как видим, железные дороги в Казахстане строятся ударными темпами.
Подхожу с торца к зданию Акимата, где сидим аким (глава) района. Краеведческий музей за ним, но мне срочно нужен обменник, пока они еще не закрылись
А вот и сами двухэтажные домики с нарядными фасадами и просторными верандо-балконами с которых организован индивидуальный вход в квартиры. Наверное хорошо тут жить. К ним мы еще вернемся в конце репортажа, вас это удивит. А пока посмотрим на карту Казахстана на фасаде.
Тут мне подсказали где найти обменник и я вдоль этих домиков пошел обратно к перекрестку улиц Досана Тажиева и Калдыкараева. Отделанный сайдингом фасад двухэтажки с эмблемой "Экспо 2017" меня немного насторожил ибо прорезанная в нем дверь являла внутренности дома, а легкое дуновение прохладного и влажного ветерка оттуда с характерным запахом напомнило бараки Громовского поселка Перми. Хм, прямо как у человека, фасад приятственный, а внутрь, за одним исключением, заходить не хочется.
Я вновь отвлекся от этих домиков, сосредоточившись на открывшемся виде пешеходной улицы Калдыкараева, где каждый торец выходящего на нее двухэтажного дома был украшен какой-либо эмблемой, а простор и отсутствие машин производило впечатление прогулки по какому-то вахтовому поселку в Западной Сибири 90-х годов, только-только начинающему перерастать в город. Тем не менее здесь был положен добротный асфальт и тротуарная плитка, а в перспективе виднелось какое-то сооружение из разряда малых архитектурных форм.
В 2015 году вдоль железнодорожного полотна велось строительство автодороги Бейнеу—Шалкар—Иргиз—Тургай.
В июле 2019 года премьер Казахстана Аскар Мамин и премьер Узбекистана Абдулла Арипов открыли автомобильную дорогу международного значения «Бейнеу–Акжигит–граница Узбекистана». Не знаю, как они ее открывали, но в апреле там был просто ужас ужасный, про который я еще напишу, а в июле ужас был меньший, ибо по ней я ехал ночью ;-)
Близ Бейнеу с юга на север проходит трасса газопровода «Средняя Азия—Центр», построенного в 1967 году.
В 2015 году был введен в эксплуатацию казахстанский газопровода Бейнеу—Бозой—Шымкент, предназначенный для транспортировки газа с месторождений западного Казахстана для снабжения природным газом юга страны, а также для экспортных поставок газа в газопровод Казахстан—Китай. Вероятно поэтому, наиболее часто встречающаяся символика на фасадах домов связана с добычей и транспортировкой нефти и газа.
Очередь в кассу была небольшой. Заняв ее я принялся ждать уткнувшись в телефон, в надежде быстро получить заветные тенге. Спустя полчаса я почувствовал, что ничего не происходит и поднял голову. Хм, очередь и вправду не двигалась, а девушка за пуленепробиваемым стеклом кассы была занята какими-то своими делами то перекладывая бумажки, то хватаясь за кружку с чаем, то болтая с подругой. Народ в очереди в народном банке безмолствовал, покорно ожидая своей участи. Я пару раз пытался нарушить заведенный порядок безропотного ожидания, подходив к оператору в окошке и к самой девушке-кассиру, но ответ был один - ждите, в порядке очереди. Примерно за час касса оказала услугу одному человеку. Для этой девушки клиентов банка просто не существовало, ведь она занимала важный пост. Тут я осознал, что с учетом трех человек в очереди передо мной я уже никуда сегодня не успею и сильно загрустил. Однако, добрый человек подсказал мне, что в двух кварталах отсюда у поликлиники находится обменный пункт валюты того же самого Народного банка и если я потороплюсь, то успею туда. Там типа быстрее. Я поспешил покинуть заведение, а мой советчик почему-то остался ждать своей очереди...
Обменник у поликлиники по улице Тауелсыздык хоть и не имел точного адреса и производил впечатление сельмага, но там мне удалось почти мгновенно поменять вражеские деньги на тенге и, довольный, я отправился в Краеведческий музей.
Путь мой проходил по улице Бегенова в сторону Акимата, т.е. я шел не от Акимата, что важно, а к нему и представляете с какой стороны я увидел квартал тех самых не так давно отремонтированных домиков с сайдингом, чьи главные фасады выходили к Акимату, а торцы на пешеходную улицу? Правильно, я их увидел с другой стороны, а выглядят они вот так как на этом фото. Показываю.
При взгляде на такое приходит на ум пословица: "Снаружи мило, а внутри гнило". Может быть получилось так от того, что домики выкрасили в цвета "Единой Росии"? Или она тут не причем и это проявление типично восточной традиции сделать вид из окон кабинетов чиновников прекраснее и попутно проявить половинчатую заботу о подданных? Загадка.
Навигация по материалам моего Большого средне-азиатского путешествия здесь.
Понравилось? Заходите еще, тащите ссылку к себе в соцсети. Продолжение следует.