Коллеги, Менеджеры и Директора проектов, несколько раз в разговорах я слышал мнение: "Да зачем мне это бережливое производство? я управляю проектом, а не процессы в компанию налаживаю". Каждый раз эта тема приводила к дискуссии, а что же такое менеджер проекта, а потом в детали - за что отвечает менеджер?
Позвольте несколько мыслей и примеров в защиту позиции необходимости знаний по Бережливому производству для PMP.
1. Понимание 8 видов потерь позволяет выстраивать работу с командой проекта так, чтобы избежать ожиданий. На строительных проектах - ожидание вообще самая страшная потеря. Сколько времени убивается зря! Десятки тысяч человек-часов, тысячи машино-часов только прямых потерь, а сколько косвенных. И за все это платиться из бюджета проекта.
Даю пример: северная стройка, огромный склад, несколько десятков гектар, заваленных металлом и трубой, все под снегом, естественно. Очередь машин на погрузку заказанного материала длинной в несколько сот метров. Ожидание получения - до 2 суток. Водители сидят в машинах, машины жгут топливо (и деньги, каждый машино-час оплачивается). Корневая причина очередей - заявку на материалы заранее не подают, каждый приезжающий экспедитор с колес отдает заявку и складские работники начинают искать, где же тот материал расположен. Косвенно - подрядчик не может вовремя получить материал, срывается план выполнения работ, люди нервничают и стресс разрушает всех окружающих.
Мы даже заказали и сделали плакаты серии "Не жди". Я про них писал здесь.
2. Непризнанный талант. Нам (менеджерам) необходимо знать свою команду, чтобы каждому дать обязанности, максимально эффективно выполняемые.
Пример все той же стройки. В команде проекта есть сотрудник, который разбирается в сметном деле на уровне Бога. Но. По каким-то причинам его держат в рядах экономистов, заставляя выполнять скучную работу по сопоставлению затраченных материалов. В то время как его работа по сметам и дополнительным трудозатратам может принести Генподрядчику 10-15% к стоимости контракта.
3. Бессмысленные Перемещения. Зачастую бизнес-процессы построены так, что материал, который может быть применен на объекте строительства (и который там ждут), сначала должен быть оприходован на складе. Система же работает: поставщик на своем транспорте привез на склад, материал разгрузили, оприходовали, тут же приезжает подрядчик, загружает на свой транспорт, и тем же самым путем, выезжает со склада и везет на несколько километров, для работы на своем участке. Дважды используется транспорт, погрузка-разгрузка - бессмысленная в своей бестолковости процедура. Гораздо проще принять на работу 2-3 человек мобильных приемщиков склада, чтобы они вместе с поставщиком, прямо на место монтажа поехали, там все приняли и разгрузили.
Попробуйте просто переориентировать свое поведение на предупреждение ожидания и будет вам счастье.
На сайте lean6sigma.ru в ближайшее время появится раздел "Бережливое строительство", где мы будем публиковать как раз такие кейсы из жизни стройки, которые могут стать полезными для многих организаторов и Менеджеров Проекта.