Найти в Дзене

Мединститут. Иностранные студенты

Всех приветствую. Эпопея с учёбой в университете грозится превратиться в Санта-Барбару. Прошу меня простить, но стараюсь и так выбирать самое важное и главное. Ну или что считаю таковым. Горшочек воспоминаний надо наполнять, а память – тренировать.
Первым делом расскажу об окончании университета. В конце 5-го курса мы сдаем КРОК-2, а через несколько недель – государственные экзамены. Да,

Всех приветствую. Эпопея с учёбой в университете грозится превратиться в Санта-Барбару. Прошу меня простить, но стараюсь и так выбирать самое важное и главное. Ну или что считаю таковым. Горшочек воспоминаний надо наполнять, а память – тренировать.

Первым делом расскажу об окончании университета. В конце 5-го курса мы сдаем КРОК-2, а через несколько недель – государственные экзамены. Да, студенты-дипломники защищают свою работу перед большим скоплением народа. Затем выпускной вечер, и мы на полгода (а кто и насовсем) покидаем alma mater.

Госэкзамены проходили чисто формально. Больше мороки было накрыть стол преподавателям, чем сдавать сами экзамены. Даже если ты ну совсем ничего не учил, все равно сдашь. Осколки знаний остались, а экзаменаторам было глубоко пофиг, что им говорят студенты. Кстати, я тогда впервые попробовал списать со шпаргалки и с треском провалился. Ну не моё это – пользоваться подсказками, не моё! Лишний повод убедиться в этом и посмеяться над самим собой.

Выпускной вечер запомнился одним эпизодом. Председатель нашей экзаменационной комиссии в качестве напутственного слова студентам-фармацевтам пожелала «богатых и здоровых пациентов». Очень правильная фраза, часто её вспоминаю. Хочется, чтобы люди беспокоились о своем здоровье заранее, а не приходили в аптеку с кучей болячек непонятного происхождения. Хорошую выручку можно дать и на профилактических средствах, не лекарствами едиными живём, как говорится.

Теперь поведаю о некоторых эпизодах, которые не вошли в предыдущие статьи. Вспоминаю по ходу дела, делаю себе пометки. Вполне возможно, что когда-то наберется еще информация на статью, а то и две.

Анатомию мы изучали на первом курсе и то всего лишь семестр, исключительно в обзорном формате. Этих полугода хватило, чтобы бегло пробежаться по основным органам человека и увидеть их в натуральную величину. Практические занятия проходили в секционных залах, в окружении чанов с биоматериалом. Преподаватель честно предупредила, что поначалу может сильно тошнить и кружиться голова. Отчасти из-за особенностей нервной системы, у всех реакция разная. Отчасти из-за формалина (раствора формальдегида), в который погружен биоматериал. Запах у этого консерванта весьма специфический и резкий.

Пришлось мне однажды, и принимать «пациента» на кафедру нормальной анатомии. Было занятие, когда парней позвали к выходу. «Газель», в кузове у нее типичный жмурик, замерзший бомж. Его следовало опустить на лифте в подвал и поместить в формалиновую ванну. Вчетвером ребята это сделали. Как ощущения? Странные. Не верится, что когда-то этот кусок мяса был человеком. В такие моменты как никогда понимаешь, что мы – не венец природы, а лишь его часть. И состоим из точно таких же элементов, как и растения с животными. Из этого эпизода запомнились еще огромные формалиновые ванны, где плавало около двух десятков трупов. Даже несмотря на работающие вентиляторы, запах выедал глаза и вызывал спазм лёгких. Без привычки находиться в этих помещениях долго точно нельзя.

Гордостью нашего университета и фармацевтического факультета в частности было наличие аптеки-студии. На её базе проходило изучение аптечной и промышленной технологии лекарств. Первый этаж занимал торговый зал и вспомогательные помещения, а второй – учебные комнаты. В качестве действующей аптеки это заведение проработало недолго. Если не ошибаюсь, к моменту начала курса АТЛ торговля уже не велась. Учёба учебой, а рентабельность на первом месте. Убыточную точку никто содержать не будет.

Что меня постоянно смущало в аптеке-студии, так это её расположение. Двухэтажное здание примостилось между двух корпусов общежитий. С точки зрения организации пространства решение верное, вопросов нет. Но я не понимал, как дали разрешение на строительство пожарный надзор и прочие инженерные службы. Расстояние между двумя 9-этажными общежитиями оставили не просто так. Оно позволяет получить доступ к коммуникациям, обеспечить безопасный проезд пожарных машин и эвакуацию в случае необходимости. С постройкой аптеки-студии безопасность сильно пострадала. Очень хорошо, что не было (и надеюсь, не будет) ситуаций, когда вылезет наружу нецелесообразность размещения этого учебного корпуса.

Вид из окна аптеки-студии. Соседнее здание расположено буквально вплотную.
Вид из окна аптеки-студии. Соседнее здание расположено буквально вплотную.

Теперь расскажу о студентах-иностранцах. Луганский медицинский университет был одним из лидеров в Украине по числу приезжих из других стран. География обширна, от Африки до Индии. Как твердило нам руководство, обучать иностранцев выгодно и университету, и местным студентам. Оплата идёт в валюте и стоимость обучения гораздо выше, чем традиционный контракт. Соответственно, это позволяет держать цены для отечественных студентов на приемлемом уровне. Не знаю, насколько это утверждение справедливо, но на первые курсы иностранных студентов зачисляли вдвое больше, чем местных.

Иностранцы делились по двум принципам. Первый – кто оплачивает их обучение. Африканские государства отправляли учиться своих граждан за границу и сами платили контракт. Это тот же вариант бюджетного обучения в Украине. По возвращению на Родину новоявленный врач должен был отработать вложенные в его обучение деньги. Вторая категория – классические контрактники, когда за учёбу платят, например, родители или родственники. Здесь большинство было из стран Юго-Восточной Азии или Индии, где уровень жизни выше.

Второй принцип деления – географический и религиозный. На какие только оттенки черного цвета я не насмотрелся. Их десятки вариантов, если не сотни. Египтянин отличается от камерунца весьма существенно, равно как и тоголезец от марокканца. Много вариаций цвета кожи среди народов Ближнего Востока. Иракцы отличаются в пределах одного государства, не говоря уже о том, если сравнивать их с саудитами, например. Отдельной группой стоят студенты из Индии, которые выделяются больше нарядами, чем цветом кожи. До сих пор помню молоденькую индуску, которая в минус 15 по Цельсию бежала в шлепанцах на босу ногу. Это Украина, детка, здесь бывает очень холодно!

Язык обучения иностранцев, естественно, английский. Для преподавания использовали молодых учителей из недавних выпусков. С одной стороны, они достаточно грамотны по профильному предмету, с другой – достаточно гибки в плане языковой подготовки. Следует понимать, что разговорный английский и медицинский английский сильно отличаются. Терминов огромное множество и они часто двузначны. Добавим к этому посредственный уровень знаний самих студентов, и поймем, что научить их чему-то – та еще задача. Поэтому на первых курсах с иностранцами работают лингвисты, которые знают французский, испанский или португальский языки. Нужно подвести всех к одному знаменателю, а уже потом начинать учить медицине.

Быт иностранцев – отдельная тема. Тут все разнится в соответствии с уровнем жизни в родной стране. Например, многие африканцы впервые в жизни видели рукомойник и унитаз, они просто не знали, как ими пользоваться. Да, такое возможно и в 21 веке. Поэтому для иностранных студентов выделили отдельное общежитие, которое ежегодно ремонтировалось. Издержки, ну а что поделать. Помню, уже упомянутая Зоя Ивановна, ходила к ним в общежитие. Вроде, тогда была эпидемия гриппа, и преподаватели кафедр помогали персоналу. Потом эта бедная женщина неделю ходила в шоке от увиденного. Ни дверей, ни мебели, сплошной бардак. И в этих условиях еще умудрялись становиться врачами.

Вид на общежитие номер 9 и спорткомплекс
Вид на общежитие номер 9 и спорткомплекс

В плюс иностранным студентам можно приписать прекрасную сплочённость. Новичка обязательно встречают в аэропорту/на вокзале и первые два-три месяца повсюду сопровождают. Это не обременительная обязанность, а нормальное явление среди иностранцев. Как только новичок начинает более-менее ориентироваться в новой стране, опеку постепенно снимают. Но даже тогда одиноких чернокожих я встречал редко. Обычно они передвигаются группой, среди которой есть хотя бы один неплохо знающий русский язык человек.

Что касается межнациональных стычек, то за 5 лет я не наблюдал ни одной. Наши иностранцы вели себя более чем культурно и в конфликты не ввязывались. Да, в каждой этнической группе есть свои хамы и неадекватные люди. Благо, мне такие не попадались. Веди себя с иностранцами как с равными себе, и ты никогда не нарвешься на грубость.

Были представители других государств и среди русскоязычных студентов. Двое ребят – из Ирака и Марокко, у нас надолго не задержались, отчислили после первого семестра. Не тянули они программу, расстались без сожалений. Третий парень из Туниса проучился у нас больше года и перевелся к себе на Родину. Еще один иностранец из Сирии доучился до конца, правда, с огромным трудом.

Но самые большие воспоминания у меня остались от парня из Нигерии – Арнольде Малия. Он перевелся к нам из Санкт-Петербурга в начале 4-го курса. Редко встретишь человека с широченным кругозором и огромными способностями к обучению. Арнольд учился за родительский счёт, его семья неплохо зарабатывала. За годы учёбы, сначала в России, а затем в Украине, он объехал всю Европу, побывал в Америке и Китае. На каникулах, а не во время учебного процесса, разумеется. Помимо родного языка, Арнольд знал английский, французский и русский языки. Приехав в Украину, он начал учить украинский и делал прекрасные успехи. Это при том, что потом знания славянских языков ему не пригодятся. Все равно учил, регулярно смеша коллег коверканьем слов. Он отлично учился, лучше многих наших. Я видел, как тяжело ему дается запоминание, приходилось повторять по десятку раз. В общем, иностранец с большой буквы. Только теплые и светлые воспоминания об этом человеке.

В завершении темы иностранных студентов расскажу об опыте своей бабушки. Как-то она лежала в областной больнице по поводу больного желудка. Её лечащим врачом был черный как смоль парень. Приехав в Украину учиться, он остался здесь жить навсегда. Женился на девушке из Западной Украины. По словам бабушки, этот чернокожий врач давал фору многим нашим эскулапам. К каждому подойдет, каждого расспросит, каждому что-то посоветует. Что удивительно, он не брал взятки от слова совсем. Даже конфетами и коньяком. А какой шок был у пациентов, когда сей товарищ на чистом украинском языке без акцента пел народные песни! Не судите по внешности, друзья.