«Десертный Бунбич» — один из самых популярных кулинарных каналов в Дзене, его ежемесячно читает почти полтора миллиона человека. Поговорили с создателем канала Андреем Бунбичем о том, как вести нескучный кондитерский блог и чему он научился в Дзене за минувший год.
Первые шаги в Дзене
Я всю жизнь занимался рекламой и продюсированием. Последние три года работал в агентстве — продавал рекламу у блогеров. Тогда же увлекся кондитерством: готовил дома, потом стал арендовать помещение, чтобы делать десерты на заказ.
Можно сказать, что мой блог начался с ответов друзьям на их вопросы по готовке. Сначала я писал заметки, потом решил завести канал в Яндекс.Дзене. В Инстаграм не пошел, потому что на этой платформе невозможно продвигаться без финансовых вложений. Дзен удобнее: он сам найдет твою аудиторию. Так и случилось: я никак специально канал не продвигал. Мои посты стали читать, особой популярностью пользовались обзоры тортов и продуктов с рынка. Еще хорошо заходили статьи, где я экспериментировал с простыми вещами: выпекал бискивиты в духовке с разными температурами или клал в два раза меньше сахара, чем требует рецепт.
Канал постепенно набирал подписчиков и аудиторию, и сейчас я наконец решил уйти из рекламы, чтобы полностью сосредоточиться на блоге. Моего заработка в Дзене вполне хватает на жизнь, кроме того, я и так в течение последнего года 70 процентов своего времени посвящал каналу.
Почему важно планировать контент
Поначалу у меня не было никакой стратегии, и поэтому темы для постов часто заканчивались. Тогда я решил рерайтить чужой контент. Это длилось где-то полтора месяца, пока я не понял, что рерайт отнимает много времени, не принося никакого удовлетворения. После этого забросил канал на полгода. Потом вернулся, удалил весь переписанный контент, и начал делать только авторские материалы. С тех пор взял за правило вести контент-план, и сейчас посты запланированы на две недели вперед.
К примеру, раньше я просто готовил то, что мне хотелось, и попутно снимал для блога. Теперь я делаю сразу несколько материалов на одну тему, например три разных рецепта выпечки без долгого замеса. Так удобнее, потому что потом такие материалы можно комбинировать и переупаковывать в новые посты, делать разные тематические подборки. А поскольку все рецепты сняты в одном стиле, смотрится такая серия очень хорошо. Это не требуют больших трудозатрат, так как весь материал уже смонтирован и готов к публикации.
Заработок и признание
Зарабатывать в Дзене я начал где-то через полтора месяца после старта. Первые полтора года зарабатывал только на монетизации канала: доход тогда составлял примерно 60 тысяч рублей в месяц. Сейчас с монетизации я получаю ежемесячно около 100 тысяч рублей. Но у меня появились и рекламодатели. За последние несколько месяцев я сделал десять рекламных размещений, еще четыре сейчас в разработке.
Помимо денег Дзен принес мне медийную известность: меня стали приглашать на съемки телепроектов. Если бы пять лет назад кто-то сказал мне, что я появлюсь в телевизоре, я бы ни за что не поверил. Но уже дважды снялся в передаче «Живая Еда» на НТВ. Оказалось, один из продюсеров передачи читает мой блог.
Делаю контент для пользователей, но не забываю и о себе
Стараюсь находить баланс между своими интересами и потребностями аудитории. В моем канале лучше всего читают посты с простыми рецептами, которые легко повторить дома. Тем не менее делаю ролики с рецептами, которые интересны лично мне, даже если они не набирают просмотров. И, конечно, ориентируюсь на сезонность: например под Новый год обязательно нужно придумать десерт к праздничному столу.
Чему я научился в работе с видео
Было. Первые видео я снимал на старую зеркалку жены без света и штатива. Качество получалось откровенно так себе, но даже такие ролики собирали просмотры. Затем мне пришлось прерваться на полгода: родился сын, времени на съемку и монтаж не было. Когда я решил вернуться к видео, то увидел, что что ролики, снятые в старом формате, больше не собирают хороших просмотров.
Стало. Однако за полгода простоя я прошел курс видеосъемки и узнал, как монтировать ролики, выставлять свет, отлаживать звук, поэтому вернулся с новыми знаниями. Курсы помогли: раньше я готовил и снимал процесс, совершенно не думая о конечном результате. Сейчас в первую очередь представляю, как десерт будет смотреться в кадре: заранее продумываю процесс съемок и делаю заметки, с какого ракурса следует снять ту или иную сцену. Я работаю даже над тем, как вносить продукты в кадр: стараюсь, чтобы всегда получалось одинаково.
Как сделать классный ролик
Лучше всего заходят видео, где я готовлю, а камера снимает сверху. Это удобно и для меня: я работаю один и у меня нет возможности делать одновременно несколько планов. Также из наблюдений: в Дзене хорошо набирают ролики с клиповым монтажом. Вот мой рецепт хорошего видео:
- Интро с 5-7 секундной нарезкой самых классных кадров;
- Рецепт должен состоять из коротких сцен длительностью не более трех секунд каждая;
- Общая съемка сверху, но особо эффектные сцены можно давать сбоку или максимально близко;
- Саундтрек — любая бодрая музыка, но важно, чтобы видео было интересным и без нее;
- Субтитры обязательны во время всего процесса.
Несколько советов
- Создавайте контент-план. Это упростит и упорядочит вашу работу.
- Заранее готовьтесь к съемкам. Продумайте, какие кадры вам нужны, особенно для обложки.
- Переупаковывайте уже готовый материал. Это позволяет без особых усилий создавать новый контент
- Учитесь новому, совершенствуйте свои навыки и не забывайте иприменять их на практике.
Подготовил Алмаз Загрутдинов