Вопрос передачи информации соседям или потомкам для человечества актуален с давних времен. Как только люди удовлетворяли свои потребности в еде и одежде, сразу начинали фантазировать и что-то изображать - на камне, шкурах животных, коре деревьев… Но эти материалы были не совершенны и человечество искало выход из этой ситуации.
На разных территориях бумага делалась из разных материалов. В Китае изобрели способ изготовления бумаги из коры тутового дерева. Причем, из Китая этот способ изготовления попал на территорию Узбекистана. А благодаря мастерам из Самарканда распространение такой бумаги пошло по всему древнему Востоку.
Секрет изготовления этой бумаги попал в Самарканд благодаря тому, что где-то в 715 г., Китайские войска вторглись на территорию Средней Азии. Самаркандский эмир выиграл сражение и захватил в плен воинов из Китая. Китайские войска, как известно, в большей степени состояли из ремесленников и, чтобы сохранить свою жизнь те и выдали секрет производства.
Вот так, военные действия стран несли с собой не только разруху. Случалось, что они становились одним из способов культурного и производственного обмена. Так случилось и с Самаркандской бумагой.
Многие столетия самаркандская бумага считалась лучшей в мире. Ее качество подтверждено во многих рукописях и в исследованиях востоковедов. Многие арабские рукописи, дожившие до наших дней, сделаны именно на ней.
Она почти не впитывала чернила, была очень прочной и могла храниться веками. А еще считалось, что цвет бумаги, а у нее нежный кофейно-желтый оттенок, очень благоприятен для глаз и чтения. Но… какой-то момент из-за междоусобных войн между Бухарой и Самаркандом производство бумаги было приостановлено, а потом и вовсе потеряно.
В конце 90-х нашлись энтузиасты, взявшиеся за восстановление производства, и у них получилось! Все рецепты собирались по маленьким частичкам из старых рукописей и документов в течение нескольких лет. В результате сегодня можно увидеть процесс изготовления этой бумаги, прикоснуться к истории и даже купить кусочек в подарок.
Мастерская по ее изготовлению расположена не так далеко от Самарканда, все оборудование сделано руками трудящихся там мастеров.
Поэтапно процесс выглядит так:
Основа бумаги - кора веток тутового дерева. Их срезают в холодное время года, вымачивают, а потом снимают кору
Кору вываривают какое-то время, а полученную массу перетирают в деревянных ступах до кашицы. Кашицу разводят водой
Взболтав в чане кашицу, наливают ее в сито по размеру листа, вода стекает, осадок остается. Этот осадок и будет потом бумагой. Осадок напоминает войлок, частицы которого крепко сцепляются при сушке.
Дальше сушат до того момента, когда частицы сцепились и полотно можно вынуть из сита. Его вынимают и досушивают окончательно на плоской вертикальной поверхности, разгладив щеткой (чтоб пузырьки воздуха вышли)
Высушенный лист шлифуется камнем или раковиной до гладкости. Все! Бумажный лист готов. Теперь на нем можно писать, рисовать, изготавливать сувениры.
В сувенирной лавке мастерской можно купить сделанные из такой бумаги банальные открытки, панно, магниты. И не банальные кошельки, сумочки, кукол и даже жилеты, рубашки и жакеты.
Производство маленькое, кустарное, но бумага получается отличного качества и ее заказывают даже реставраторы старых книг и раритетных изданий.
Бумагу, к слову, можно даже прополоскать в воде и аккуратно отжать. Частички так сцеплены между собой, что изделие, намокнув, не распадается, а напоминает тряпочку J
Весь процесс изготовления можно увидеть приехав на производство Конигил Мерос. Помимо производства бумаги, здесь есть гончарная мастерская и мастерская по изготовлению масла. Так что, приехав сюда, можно познакомиться сразу с несколькими древними промыслами Узбекистана.
Читайте еще: