Найти тему

Из жизни КВС Як-40. Крыса на борту. Часть 1.

Еще одна история из жизни КВС Як-40...

Все неприятности в этом мире всегда происходят на ровном месте, и их появление от тебя никоим образом не зависит...

В нашем случае в роли этой непреодолимой силы выступил армянский Як-40, который в начале "благословенных" 90-х годов откуда-то из Поволжья транзитом через наши калмыцкие степи летел к себе домой. Но не долетел, так как четко и уверенно обходя грозовой фронт по высоте он немного перебрал с высотой и, опять же уверенно, немного свалился (слава Богу, не в плоский штопор, а во вращение). То, что сваливание было плановым и контролируемым не вызывало у экипажа никакого сомнения, поэтому Як-40 падал более трех километров соблюдая в эфире положенное степенное молчание и достоинство.

Як-40 (фотография из свободных источников)
Як-40 (фотография из свободных источников)

Вытянув самолет в горизонт и доложив Ростову-Контролю о достижении предельной запланированной высоты падения, экипаж запросил вынужденную посадку на ближайшем аэродроме для получения от высокого начальства почетных грамот, памятных подарков, именных часов, крепких рукопожатий, благодарностей и прочих "плюшек", которыми сопровождается любое авиационное происшествие.

А ближайшим аэродромом, ПРАВИЛЬНО, оказался именно наш - Элиста (позывной «Лимонный», ну, или «Страна лимония», как зубоскалили некоторые). Армянский Як-40 приземлился, и все завертелось…

Для расследования данного авиационного происшествия из МГА был направлен инспектор, которого под белы рученьки нужно было доставить из Москвы к злосчастному армянскому ЯКу. Что ж, надо так надо: с первопрестольной были согласованы дата и время, когда инспектора нужно было встретить в Быково и транзитом через Воронеж без малейшей царапинки доставить в Элисту. Нельзя не упомянуть, что благодаря его помощи нам удалось вырвать в Быково полную заправку уже тогда дефицитным керосином.

Аэропорт Быково (фотография с сайта - https://pastvu.com)
Аэропорт Быково (фотография с сайта - https://pastvu.com)

В положенный день и время инспектор был встречен в Быково, посажен на удобное кресло в переднем ряду Як-40 и благополучно, как это умеют делать только инспектора или проверяющие из командиров летного или объединенного отряда, занял эшелон, т.е. уснул.

В рейсах на Москву транзитные пункты Липецк или Воронеж частенько преподносили сюрпризы: то курсо-глиссадная система барахлит, то светосигнальное оборудование не хочет работать: одним словом, нужно быть начеку.

Старый аэропорт Воронежа (фотография из свободных источников)
Старый аэропорт Воронежа (фотография из свободных источников)

К нашему удивлению в этот раз Воронеж никаких отказов не давал, все работало в штатном режиме, и заход проходил в условиях, приближенным к тепличным. Единственным темным пятнышком (пока) на всем этом благолепии был заходящий впереди нас Ан-24, которого мы постепенно начинали догонять; диспетчер посадки (ДПСП) тоже это видел, поэтому попросил не гнать. Данная просьба встретила у экипажа полное понимание и поддержку (кому же хочется уходить на второй круг и жечь керосин); в качестве алаверды было высказано встречное предложение о готовности произвести необходимые маневры для обеспечения всех требований безопасности, предъявляемых к такому элементы полета как посадка.

Наступившая гармония между ДПСП и нашим экипажем бальзамом ложилась на чувствительные души обеих сторон, обещая сотворить посадку в полном соответствии со всеми возможными канонами, коанами и прочими сутрами…

Но, как это бывает в нашей жизни, все благолепие вошло в конфликт с грубой реальностью и потерпело жесточайшее поражение. Как вы догадались, «дело было не в бобине…», а в Ан-24, который почему-то упорно сокращал безопасную дистанцию. Или ее сокращали мы…

В голосе ДПСП впервые зазвучали беспокойные нотки: мы получили команду произвести S-образный маневр для увеличения дистанции между нашим ЯКом и «Фантомасом». Несмотря на все усилия диспетчера и нашего экипажа складывалось впечатление, что соблюсти безопасную дистанцию нам не удастся. Поэтому экипаж получил от меня установку быть готовым в любой момент к уходу на второй круг.

К глубокому изумлению всего нашего экипажа после доклада «на курсе, на глиссаде, шасси выпущены, к посадке готов» вместо ожидаемой и логичной команды ДПСП «посадка дополнительно» последовала - «посадку разрешаю».

Вот это номер! Прищурив глаза пытаюсь понять, как дела у Ан-24. А вот дела у него были не очень, для нас, конечно, ну и для ДПСП до кучи: сел он со значительным перелетом, а для освобождения полосы ему нужно было еще пилить до концевой рулежной дорожки, так как центральную он благополучно промухал.

И вот в этой благодатной, благоухающей адреналином атмосфере ожидания мы проходим дальний привод в ожидании развития ситуации. А за спиной в переднем ряду сидит инспектор из МГА, если кто запамятовал…

Прошли ближний привод, вот уже и торец…, Ан-24 явно начинает сруливать с ВПП на рулежку…, фу, успел, слава Богу… Только что же он, мерзавец, не докладывает об освобождении, уже только хвост на ВПП… А вот и торец…

И тут в наушниках практически одновременно, с разницей в секунду, по ушам бьет крик диспетчера «Старта»:

- Як, уход на второй круг!!!

А за ним растерянный голос КВС Ан-24:

- Я же освободил полосу…

На раздумья времени не остается, высота метров 10-20, а самолет тяжелый - в Москве керосина удалось «под пробки» залить, да и загрузка полная… Но экипаж уже готов к такому развитию.

Команда «Режим взлетный», штурвалом - тангаж в ноль, триммер, стабилизатор, закрылки, шасси - команды вылетают на полном автомате... Проходят считанные секунды: скорость начинает расти, можно убирать шасси и, ступенчато, закрылки.

- Номинал, шасси убрать, закрылки убрать. Доложить уход на второй круг. Выход по схеме…

Повторный заход и посадку сделали практически спокойно и без рефлексий по поводу только что произошедшего: ну, бывает, работа такая…

А как же наш инспектор в салоне? Он сразу же после всей этой свистопляски с Ан-24 зашел в кабину и поинтересовался, не в его ли честь экипаж устроил этот искрометный уход на второй круг? Получив все необходимые разъяснения и пояснения он, не сказав ни слова, ушел на свое место в салоне.

Получив вместо высоконачальственных звиздюлей тишину мы от всей души порадовались такому развитию событий и пришли к мнению, что инспектор , хоть и большой начальник, – мужик неплохой, глотку рвать не стал.

Как же мы плохо знали такого рода "товарисчей"…,

Продолжение следует...

Друзья, если пост вам понравился, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, впереди много интересного!

Читайте на канале:

- "Бабушка подруга "ночных ведьм", отец - КВС"

- "Аэрофлот" - крылья Страны Советов". Часть 1.

- "Аэрофлот" - крылья Страны Советов". Часть 2.

- "Аэрофлот - крылья Страны Советов". Часть 3.

- "Аэрофлот - крылья Страны Советов". Часть 4.

- "Аэрофлот" - крылья Страны Советов. Часть 5.

- "Аэрофлот" - крылья Страны Советов. Часть 6.

- Страшные и абсурдные авиакатастрофы. Часть 1.

- Страшные и абсурдные авиакатастрофы. Часть 2.

- Из жизни КВС Як-40. Ан-2, КГБ и черная икра. Часть 1.

- Из жизни КВС Як-40. Ан-2, КГБ и черная икра. Часть 2.

- Из жизни КВС Як-40. Про сортир, гвоздик и пистолет Макарова.

- Из жизни КВС Як-40. Коня, коня, полцарства за коня! Часть 1.

- Из жизни КВС Як-40. Коня, коня, полцарства за коня! Часть 2.

- Из жизни КВС Як-40. Крыса на борту. Часть 1.

- Из жизни КВС Як-40. Логика? Нет, женская.. Часть 1.

- Из жизни КВС Як-40. Логика? Нет, женская.. Часть 2.

- (Видео) Ил-96-300 СЛО в аэропорту Минеральные Воды

- (Видео) Посадка Ил-76 с миротворческим контингентом России.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц