Найти в Дзене
Алексей Фокин

BMW X5 e70, проблемный Valvetronic

Был у меня в работе BMW X5 e70 2008 года с печальной историей. В ней стоит печально известный своей надежностью двигатель N52B30, и с этим двигателем начались серьезные проблемы.

BMW X5 e70
BMW X5 e70

Движок начал чахнуть и жрать масло, с этой болячкой но отправился в сервис, где благополучно движок разобрали, но собрать, почему-то, у них не получилось. Машину на несколько лет забросили, но потом решили починить. Отдали машину и мешок запчастей, который раньше был мотором, в другой сервис, где этот движок собрали. После сборки движок стартовал, работал секунд 40, потом обороты начинали плавать от 500 до 1500 оборотов и машина глохла. При это из выхлопной трубы валил черный дым. В мозгах висела ошибка ДМРВ, но его уже меняли и никаких результатов это не дало.

Зная, что двигатель N52B30 оснащен не самой надежной реализацией системы Valvetronic, скидываем разъемы с первого попавшегося клапана Vanos. Запускаем машину и видим, что она работает приемлемо, холостой ход стабилизировался. Ставим разъем на место, скидываем все адаптации, но холостой ход не стабилизируется. Один раз получилось заставить машину ровно работать, в этот момент по диагностике смотрим на положение эксцентрикового вала и видим, что там вместо нормальный 35-40 градусов показывается 54 градуса. Все указывает на серьезные проблемы с Valvetronic -ом.

Valvetronic - что это такое и зачем оно нужно?

Valvetronic - это дальнейшее развитие компанией BMW системы изменения фаз газораспределение Vanos. Они пошли еще дальше и решили управлять не только углами открытия и клапана, но и высотой поднятия клапана. Эту систему BMW начала внедрять с 2001 года, позже и другие производители подтянулись, но у них были другие названия:

- Valvematic от Toyota;

- VEL, Variable Valve Event and Lift System от Nissan;

- MultiAir от Fiat;

- VTI, Variable Valve and Timing Injection от Peugeot.

Внедряя систему Valvetronic BMW добилась изменения высоты подъёма калапана от 0.2 мм до 12 мм. Это позволило изменять наполнение цилиндра в широких пределах. До системы Valvetronic за наполнение цилиндра в двигателе отвечала дроссельная заслонка, а система Valvetronic подразумевает работу вообще без дроссельной заслонки! Дроссель, конечно, все равно остался на двигателе, но используется он для более мягкого глушения двигателя и для аварийных режимов работы. Поэтому машина стабилизировалась при отключении клапана Vanos - машина полностью выключила систему Valvotronic и перешла на аварийный режим работы. При штатной работе Valvetronic дроссельная заслонка на впуске открывается на 100%. Так как дроссель все время полностью открыт, то во впускном коллекторе не образуется разряжение и на автомобиль пришлось ставить дополнительный вакуумный насос для вакуумного усилителя тормоза.

За счет системы Valvetronic компании BMW удалось улучшить такие показатели автомобиля как:

  • экологичность
  • мощность (от 5 до 15%)
  • топливная экономичность (от 5 до 13%)
  • ровный крутящий момент во всем диапазоне оборотов

Схематично принцип работы системы показан ниже

Принцип работы Valvetronic
Принцип работы Valvetronic

Valvetronic -ом оснащаются только впускные клапана. При этом распредвал не давит напрямую на клапан, как это сделано в большинстве автомобилей, а давит на промежуточный рычаг, который жмет на рокер клапана. Эксцентриковый вал изменяет плечо, через которое давит промежуточный рычаг на роке, тем самым изменяя высоту подъема клапана. Привод эксцентрикового вала осуществляется электромотором, который тоже не славится надежностью и ходит не более 150 тысяч километров.

Вот такая картина нас ждет под капотом.

Внешний вид двигателя с системой Valvetronic
Внешний вид двигателя с системой Valvetronic

В центре кадра тот самый электродвигатель эксцентрикового вала Valvetronic. Основная его проблема - что он герметичен и это обычный коллекторный мотор. В нем присутствуют графитовые щетки, которые изнашиваются и от них остается графитовая пыль. Этой пыли некуда деваться и она оседает внутри мотора, периодически создавая электрические контакты там, где это было не предусмотрено. Диагностировать такой двигатель просто - надо по нему слегка постучать, и, если работа двигателя нормализовалась, то виновник именно этот электрический мотор. К сожалению постукиваний на долго не хватит, и мотор нужно будет заменить. Это не мой случай, в этом автомобиле мотор Valvetronic был исправен, поэтому лезем глубже - снимаем клапанную крышку

Под клапанной крышкой можно увидеть пружины, которые прижимают промежуточный рычаг к распредвалу. При этом жмут они с хорошим усилием.

Механизм Valvetronic
Механизм Valvetronic

Вот тут и есть вторая основная проблема. Пружины с очень большой силой давят на распредвал, смещая его в к верхнему бугелю распредвала. Схематично это изображено на рисунке

направление усилия
направление усилия

Все это осложняется тем, что в верхнем бугеле распредвала нет масляных каналов. Все это приводит к появлению большого зазора между распредвалом и его пастелью, из за чего вся геометрия механизма уходит. Вот что получилось на бугеле с номером 5 (на остальных бугелях то же самое).

Зазор под распределительным валом.
Зазор под распределительным валом.

По фотографии видно, что под распредвалом зазор миллиметра в полтора. При том что на автомобилях, без Valvetronic зазор между постелью распредвала и шейкой распредвала не должен превышать 0.08 мм. При работе системы Valvotronic на холостом ходу подъем клапана в районе 0.3 мм, и поймать такой зазор при 1,5 мм зазоре в постели распредвала не возможно. Отсюда и пошли все проблемы с холостым ходом.

Для качественного ремонта такой проблемы надо полностью менять всю головку блока цилиндров в сборе на новую. Причем именно на новую, а не бывшую в употреблении, так как на б.у. головке могут быть такие же повреждения. Цена на новую голову в сборе свыше 4000 $.

Основной изношенной деталью является бугель распредвала (верхняя крышка), но они не продаются отдельно от ГБЦ. Пробовать ставить бугеля с другого мотора не очень хорошая идея, так как точность изготовления деталей Valvetronic составляет 0.008 мм.

После объявления результатов диагностики машина была отдана обратно в сервис, который собирал мотор (они и были моими клиентами, с владельцем я лично не контактировал). После этого машина пропала из моего поля зрения. По слухам в нее были установлены бугеля с разборки и автомобиль заработал нормально.

Так же стоит отметить, что двигатель с системой Valvetronic очень сильно придирчив к качеству масла и к периодичности его замены. Менять масло нужно не реже раза в 7,5 тыс. км.

Подписывайтесь на канал, ставьте "лайки", если остались вопросы - задавайте их в комментариях.

Остальные мои статьи можно прочитать на канале

https://zen.yandex.ru/id/5f8750055d10384182cb56d2

Еще можно добавиться ко мне в друзья:

https://vk.com/fokin_alexey

https://www.instagram.com/fokin91_smart/