Найти тему
Кино - игнат

«Пожары» (2010). Что посмотреть вечером.

В семье арабских эмигрантов умирает мать. Детям Симону и Жанне зачитывают завещание. Кроме обычного справедливого деления денег и мебели в нем обнаруживается еще один пункт: похоронить усопшую лицом вниз, без одежды, гроба, надгробия и надписи на нем. А еще нотариус передает детям два конверта. Первый предписывается передать их отцу, которого до сих пор считали мертвым. А второй – еще одному брату, о существовании которого никто не подозревал.

-2

Симон в бешенстве. Мать, какой он ее помнит, всегда вела себя странно, ее действия и объяснения оставляли массу вопросов, а теперь вместо того, чтобы дать похоронить себя нормально, она выкидывает из шкафа пару лишних скелетов, с которыми возиться нужно ему и сестре.

Жанна же оказывается более сдержанной, и буквально пара последующих разговоров с неравнодушными людьми укрепляют ее во мнении, что сделать все, о чем просит мать, необходимо. Потому что мать когда-то их выносила, родила, увезла с неспокойной родины, смогла устроить их в жизни. И потому что иначе Жанне не будет покоя. С решением по похоронам Симону придется смириться, потому что того требует завещание, но помогать сестре в поисках он отказывается.

И Жанна начинает поиски одна. В стране, где гремела война и людям довелось пережить страшную боль.

-3

Это фильм Дени Вильнёва, который он снял на собственном сценарии еще до того, как стал известным. Сейчас его знают как мастера картинки, причем не очень динамичной. Для его постановки типично, когда какая-нибудь полицейская машина несколько минут парит над пустошью и больше ничего не происходит. Но при этом всё выглядит очень здорово, и Вильнёв знает, когда в такие неторопливые кадры должно врезаться действие, которое усилит эффект.

И оно врезается и усиливает. Такими у него вышли «Прибытие» и особенно «Бегущий по лезвию 2049», и что-то мне подсказывает, что этот стиль будет выдержан в «Дюне», которую мы ждали в декабре, а теперь будем ждать еще год.

-4

При выдающемся визуале эти фильмы страдают вялыми сценариями. То есть, начинается всё хорошо, с огоньком, с интригой, а в финале происходит идиотский слив типа «Люк, я — твой отец» или «мама, я — твоя бабушка». Спасает кино только та же красивая картинка. Но. Сценарии к этим фильмам писал не Вильнёв. Он снимал их на чужом материале, потому что студиям, отдававшим ему на работу такие сложные проекты, нужен был сильный визионер, коим он и является. А сценарии — до форточки. Последним фильмом, к которому Вильнёв сам написал сценарий, были «Пожары».

И после просмотра становится видно, что сценарии писать он тоже умеет.

-5

Давайте от начала к самому интересному. Самая незатейливая деталь в фильме – это, как ни странно, постановка. Яркой картинки, по которой узнаётся Вильнёв, здесь нет. Снято это довольно просто, где-то даже буднично. Особенно с учетом того, что бОльшая часть действия происходит в неназываемой ближневосточной стране (в описаниях говорится, что режиссер подразумевал Ливан) и в кадре хватает насильственных смертей и прочих ужасов.

-6

Но некачественной постановку назвать нельзя, она как раз очень приличная. Просто это драма, а не фантастика, и задачи развлечь зрителя пылающими руинами у фильма нет. Руины здесь пылают, но всё подано аккуратно насколько возможно. Никакого кровавого гуро и концентрированного насилия, самое жесткое остается за кадром.

-7

Фильм здорово отыгрывают актеры. И круче всех здесь Мелисса Дезормо-Пулен в роли Жанны. У нее получился не очень эмоциональный персонаж, заранее готовый к правде, которая может оказаться любой. И вот Жанна путешествует, копается в архивах, расспрашивает людей, многие из них после упоминания имени ее матери (Наваль) отвечают презрительным выражением лица и отказываются помогать. Но всё, что в нее летит, она терпеливо пережевывает и продолжает искать дальше. Плачет нередко, но не останавливается. И это сыграно очень убедительно.

-8

Понравился Максим Годетт, играющий Симона. У него тоже сложный персонаж, более импульсивный, чем Жанна. И хотя его на экране меньше, чем сестры, он тоже хорошо раскрывается и заставляет за себя переживать.

-9

Из старших зацепил Реми Жирар, сыгравший Жана Лебеля, нотариуса, занимавшегося завещанием Наваль. Наваль работала у него секретаршей, но относился он к ней как к члену семьи. И к Симону и Жанне тоже. Поэтому ему небезразлична их судьба и то, как пойдет дело с исполнением воли его умершей подруги, и он активно помогает детям добрым и мудрым словом, а при необходимости сам участвует в распутывании семейного клубка.

-10

А теперь самое главное – сценарий. В «Пожарах» две линии. В первой младшие бегают по стране в поисках ответов, поднимают записи в архивах, ведомствах и тюрьмах. И когда Жанна берет в руки очередной документ и читает его, фильм переключается на вторую линию, где показывают соответствующий отрезок жизни ее матери. И здесь есть некоторые условности.

Наваль пришлось кое-что пережить, и, если сравнивать линии матери и детей, может показаться, что первая несколько упрощена как в плане сюжета, так и в плане игры Любны Азабаль, которая уже в самом первом своем эпизоде изображает каменное лицо. Здесь как бы Ближний Восток, страсти кипят, невзгоды детей даже рядом не стоят с тем, что выпало матери. Но их, детей, характеры раскрыты достаточно подробно, а у Наваль как-то так, немножечко пунктиром.

-11

Но это всё мелкие наблюдения, которые разлетаются в тот момент, когда наступает финал. Потому что Вильнёв размотал сюжет так, что фэнтези, камнем по голове, звездочки, мурашки, восторг! Нет, даже не восторг, а впечатление несколько другого толка. В этот момент оправдание получает всё. И кажущаяся некоторая безэмоциональность линии Наваль, и игра Азабаль, и всё прочее, к чему можно было бы придраться, но я забыл.

-12

Что-то еще говорить про мораль фильма, про тонкости взаимоотношений, про необходимость поступать так или иначе – очень трудно без спойлеров. «Пожары» – это выдающийся фильм. А единственная мораль, которую можно упомянуть, не боясь испортить впечатление, состоит в том, что в мире полно вещей, которые стоит искать и находить. Это касается не только семейных скелетов в шкафу, которые портят жизнь, пока ты их не вытряхнул и не упокоил. Очень имело смысл немного покопаться в биографии Дени Вильнёва и узнать, за что он заслужил свое доброе имя.

-13

И очень хочется пару слов по поводу «Дюны». Да, возможно, студийные боссы отдали ее в нужные руки. Тут есть несколько факторов.

Во-первых, как уже упоминалось, в вопросах незабываемого зрелища Вильнёв очень даже может.

Во-вторых, у «Дюны» все-таки первоисточник есть и с художественной точки зрения первоисточник великолепный.

А в-третьих, это первый случай после «Пожаров», когда имя режиссера также есть в списке сценаристов. Нет, мы, конечно, больше по черным очкам, и студия может всё испохабить, как обычно. Порезать исходный сюжет на что-то невкусное или даже покуситься на святое и переписать всё так, что на книгу это перестанет быть похоже даже чуть-чуть, а в кинотеатрах все срочно начнут материться. И при всем при этом к советам Вильнёва могут и не прислушаться. А то и вообще он в список случайно попал, мимо проходил. Всё будет видно, просто надеяться и быть наивным не всегда вредно.

А пока что очень стоит посмотреть «Пожары». Это не праздник для глаз, а кое-что посерьезнее.

Если вам понравилось то, что вы прочитали, можете порадовать автора кликами по кнопке "Подписаться" и на что там еще... Лайки, комментарии...? А автор будет писать еще и советовать хорошее кино, которое будет стоить вашего вечера.