Редкий случай, когда неясно, какую оценку ставить фильму и как его вообще судить. Остаётся одно – разобрать по частям и оценить каждую в отдельности. Нолана очень люблю, и потому надеюсь, что читающие это оставят комментарии и помогут лучше понять кино, которое вызвало такие странные ощущения. Кто не смотрел – имейте в виду, что будут спойлеры, но так как в фильме по факту особых интриг нет, вряд ли это вам помешает получить удовольствие от просмотра. А может даже поможет.
Итак, начинается всё со странной сцены, в которой мы ничего не понимаем. Киевская опера, люди в масках, другие без, прибитый (зачем-то) дирижёр, некие кодовые фразы, один момент реверсивного времени... Ничего не понятно, но интригует. Знаешь ведь, что режиссёр в "просто и ясно" никогда не играет, нужно время, чтобы за ним успеть.
Затем нас коротко вводят в курс дела. Есть будущее, есть прошлое, и есть две временные линии, движущиеся навстречу друг другу... Если столкнутся – всему хана, и нас ждёт конец времён. А всё потому что есть ядерные боеголовки, которые могут быть взорваны тяжело больным человеком, путешествующим в прошлое и знающим своё будущее. Но таков и есть его план – пусть весь мир сгинет вместе с ним... Мозг начинает неприятно хрустеть. Спасает в таких случаях что-то, за что можно зацепиться и не обращать пока внимания на сюжет.
Атмосфера. С ней здесь полный порядок. Нолан ещё в "Начале" показал, что может снимать кино в реальном, привычном нам мире, при этом каким-то образом создавая у вас ощущение, что всё это происходит где-то в другой вселенной. И дело там было не в усыпляющих устройствах и закрученных улицах, а именно в восприятии показываемого на экране... Знакомые декорации, но совершенно особое ощущение от содержимого. Сложно объяснить точнее, но думаю, ценители фильмов режиссёра меня поймут.
В "Доводе" всё так же. Здесь вместо закрученных улиц – игры с реверсивным временем, но и без них ты с самого начала чувствуешь особую атмосферу той истории, которую тебе показывают. Это, безусловно, плюс. Вот только что с наполнением?
Персонажи. Их, считай, в фильме нет. Все безликие за исключением прекрасного Сатора (Кеннет Брана), чей характер достаточно хорошо прописан, и мотивация его ясна. Остальные творят непонятно что, причём главный герой ещё и открыто признаётся, что вообще не понимает, что происходит. При этом актёр (Джон Дэвид Вашингтон) играет плохо. Может быть, таков был замысел, не знаю, но представьте, что вам показывают пули, которые сами по себе залетают обратно в гильзы и возвращаются в обойму. Неужели у вас на лице не отразится удивления?
А герой спокоен. Он вообще весь фильм ничему не удивляется, причём настолько, что даже время от времени шутит на эту тему. Нил (Паттинсон) с самого начала всё знает и понимает, поэтому для него это оправданное поведение. Кэт (Элизабет Дебики) – отдельная история. Её в течение всей истории спокойно обманывает главный герой, но затем вдруг проникается к её несчастью сочувствием и начинает рисковать всем ради того, чтобы помочь. Что в нём вдруг заставило поставить её выше миссии по спасению мира – непонятно. Но точно не любовь, её в фильме вообще нет.
Как и любых других чувств. В "Доводе" в принципе всё выглядит максимально формально. Эти двое вместе хотят помешать третьему, и есть ещё женщина, которую они для этого используют. Ни о каком сопереживании речи нет, все герои картонные и просто выполняют на экране свои функции. Но допустим, это немного компенсируется двумя другими составляющими фильма.
Музыка. Она в "Доводе" идеальна. С первого прослушивания ясно, что саундтрек полностью работает на идею реверсивного времени. Не успел толком покопать интернет на эту тему, но уверен, что композитор Людвиг Йоранссон при написании музыки точно так же играл со временем, пуская треки в обратную сторону. А даже если нет, то ощущение создаётся именно такое, что просто отлично.
Спецэффекты. Сделано прекрасно. Их мало, но все к месту, и некоторые вариации игр со временем даже способны вызвать страх и удивить. Уверен на все сто, что будет немало видео, посвящённых тому, как Нолан создавал на экране ощущение двух временных линий, скрещивающихся в одном кадре. Это не революция, но вы точно такого ещё не видели. И ничего общего с банальным перевёрнутым при монтаже видео это не имеет. Круто! Но, наконец, что с сюжетом?
Сценарий. А в нём, естественно, главная проблема. Нолан без сомнения уже вошёл в историю, как создатель по-настоящему умного кино. Его фильмы – это всегда увлекательное следование по лабиринтам сюжетных перипетий, которые выводят к неожиданным развязкам. Но лабиринт "Довода" как будто строился не для зрителей, а для подопытных кроликов, которым знать ничего не нужно – крепче будут спать.
Информация по ходу повествования подаётся не просто дозировано, а в таких мелких количествах, что не меняет для вас практически ничего. Все 2,5 часа хронометража проходят ровно. Фильм начался, продолжился и кончился. По динамике это просто прямая, с несколькими вялыми холмиками в паре мест. Смотреть не скучно, но только потому что есть несколько вышеперечисленных плюсов и вас томят надеждой на объяснение.
Но объяснение оказывается блёклым, оно не поражает, не радует – вообще не вызывает никаких эмоций, точно как и персонажи самой истории. Единственное, что способно растопить сердце – это фраза Нила о том, что "это начало прекрасной дружбы". Ну, спасибо, что вспомнили "Касабланку". Но без этой отсылки сцена была бы почти такой же безэмоциональной как и всё остальное.
Есть множество фильмов, которые вы не понимаете до конца, но они вызывают у вас это особое чувство, что вы посмотрели нечто гениальное. У меня так было, например, с "Фонтаном" и "Донни Дарко". Но здесь после просмотра не остаётся ничего. Возможно, когда-нибудь захочется лениво пересмотреть, чтобы чуть лучше вникнуть в сюжет, но это мало что изменит. Слишком всё сухо, формально, вся картина как одна сплошная декорация для чего-то, что на сцене так и не появилось.
И не могу не упомянуть про огромный жирный штамп, бессмысленный и беспощадный, когда в конце героиня, не дождавшись буквально 10 секунд до момента Х, решает отомстить своему мужу. Это ужасно слабый ход. Тут я уже писал об этом. На карту поставлена судьба всего мира, человечества, а девушка решает, что не сможет потерпеть ещё чуть-чуть, просто потому что ей хочется поскорее отомстить. Это невероятная глупость, которую в фильме Нолана я увидеть не ожидал. И скажите мне, почему всё не взорвалось, когда она это сделала? Я так и не понял.
Уверен, многим этот фильм понравился, а фанаты будут пересматривать его по 10 раз, в поисках скрытых подсказок. Но моё мнение таково: Нолан переиграл. Есть разница между умным кино и кино, которое никому не понятно. Его фильмы всегда отличались тем, что были несмотря на свою сложность, доступными для любого зрителя. Они всегда умничали, но при этом чётко объясняли правила игры."Довод" этого не делает, и вот результат.
То же "Прибытие" Вильнёва (которое мне не понравилось) было похожим по своей сути, но там всё было обыграно гораздо убедительнее, хотя тема тоже была крайне сложная. И это очень обидно, потому что замысел у Нолана был шикарный, но реализация подкачала. Сделать хотя бы персонажа Паттинсона привлекательным героем, вызвать к нему симпатию, и его сюжетная линия могла бы вышибать слёзы покруче, чем в "Помни меня". Но нет. Хладнокровие подмяло под себя всё, включая любые возможные эмоции зрителя.
А тебе как фильм? Пиши в комментариях, что думаешь, обсудим. Ставь лайк и подпишись на канал (жми здесь), чтобы поддержать проект!
Тут ещё:
Не верь оценке! 7 шикарных фильмов в жанре фантастики