Сколько Ирка себя помнила, мать всегда пила. Когда мать возвращалась со смены, она уже была навеселе. Алла, Иркина мать, работала санитаркой в местной больнице, работа не пыльная, да и по вечерам можно пригубить. Три дня после отработанной смены мать водила домой каких-то людей, это были разные люди, иногда приходили уже знакомые Ирке дяди и тети, кто-то приносил ей конфеты, кто-то яблоки, а кто-то после бурного веселья начинал воспитывать Ирку, нередко Ирке доставалось, то от матери, то от заезжего дяди.
У Ирки был старший брат, который после армии переехал жить в общежитие. Вернувшись из армии, Лешка тоже начал гулять, но смог устроится на местный кирпичный завод, каждый раз возвращаясь со смены он, так же как и мать, гулял со своими друзьями.
Еще у Ирки была старшая сестра Ольга. Ольга заканчивала школу, верней она пыталась ее закончить. Скитаясь по квартирам знакомых или малознакомых людей, ее то и дело вылавливал инспектор по делам несовершеннолетних и возвращал к такой же гулящей матери.
Все трое были детьми разных отцов имена и фамилии, которых никто не помнил, они все были не похожи друг на друга, но у всех была одна фамилия и одно отчество – Ивановичи. Мать не стала долго думать какое отчество записать своим детям и написала имя своего отца, давно скончавшегося в результате такой же разгульной жизни.
У Ирки еще была жива бабка, она жила в какой-то далекой деревне. Бабка не интересовалась жизнью дочери-пьяницы и ее нагулянных детей. Бабка никогда не приезжала, да и внуки никогда ее видели.
Ирка с матерью и с Ольгой жили в однокомнатной квартире, в которой было минимум вещей. Кровать одна на двоих для Ирки и Ольги, и сломанный диван для матери, иногда мать переселяла девчонок на диван, когда на ночь оставался очередной ухажер.
Ни ковров, ни телевизоров в квартире Ирки не было, было только самое необходимое для жизни. Из всех игрушек у Ирки были кольца от детской пирамидки, порванный мяч и сломанная бесколесая машинка, и ей же самой нарисованная бумажная кукла, которой она рисовала и вырезала разные наряды. Иногда соседи приносили старую не нужную мебель и игрушки, Алла охотно принимала в дар все, но спустя какое-то время эти вещи исчезали из ее квартиры. Все кругом знали, что происходит в этой квартире под номером 40, даже сам номер квартиры стал именем нарицательным, и, если в соседних домах происходили гулянки, все кругом говорили улыбаясь:
- похоже, к вам жители сороковой переселились.
Ирка считала, что именно так и должны все жить, ведь она не видела ничего кроме бесконечной череды пьяных рож, изредка разговаривавших с ней, пинков от матери и разборок со старшей сестрой.
Лето у Ирки начиналось всегда одинаково, мать стригла ее под мальчика в майские праздники. Соседи изредка отдавали Алле пакеты с детской одеждой, с красивыми платьями, рубашечками и прочими мелочами. Что-то Алла отдавала Ирке, а что-то уходило бесследно с матерью на смену. Однажды Ирке досталось красивое детское платье, такое красивое в котором принцессы ходят по своим дворцам, платье было маловато, но с великой щедрости матери было оставлено Ирке. Как только на улице стало тепло, и можно было выходить в одном платье, в первый же день Ирка его надела. Платье немного жало в рукавах, с одной стороны поясок был оторван, но Ольга прицепила оторванный поясок на булавку, чтоб не оторвался и не потерялся, такой красивой принцессой Ирка побежала на улицу.
Она выпорхнула из подъезда, и ей казалось в тот момент, что где-то бродит принц около ее подъезда, и что он увидит ее и увезет с вою сказочную страну. А она ему скажет, что она его ждала всю свою маленькую жизнь. Как только Ирка вышла на улицу, раздался громкий смех, смеялись мальчишки из соседнего дома, они были чуть постарше Ирки и постоянно сидели на скамейке около детской площадки, напротив подъезда, в котором жила семья Ирки.
- эй, принцесса, тебе платье не жмет подмышками? – кто-то из них пошутил.
Все пацаны залились громким смехом.
- эй, пацан, ты перепутал штаны с платьем! – подхватил кто-то еще из этой толпы и загоготал во весь голос.
Ирка зашла обратно в подъезд, села на первую ступеньку лестничного проема и начала плакать. В подъезде кто-то спешно спускался по лестнице. Ирке было все равно, она плакала навзрыд, утирая своими маленькими кулачками крупные капли слез.
- ой, а кто это тут такой красивый плачет? – раздался из-за спины чей-то приятный женский голос.
Ира обернулась, утирая нос.
- Иришка, у тебя, что сегодня день рождения? – удивленно спросила девушка.
- нет, я просто… хотела… в платье…. хотела – всхлипывая, говорила Ирка – а они… сказали… пацан…в платье.
Ира опять разревелась в голос, ее маленькое тело тряслось от обиды и слез.
Соседка села рядом с ней на ступеньку обняла, достала платочек и начала утирать Ирке слезы.
-Пошли со мной в магазин сходим? – предложила соседка.
- мать… не разрешает далеко … от… дома уходить – успокаивалась Ирка.
- мы не далеко, тут совсем рядом, за нашим домом – соседка взяла Иринку за руку, они поднялись и пошли.
Поправляя на ходу Иришкино платье, соседка утирала последние капельки слез. Поправила Ире волосы, и они вышли на улицу.
Кто-то из пацанов хотел что-то крикнуть, но до Иры и ее спутницы донеслось только:
- ПА…
Ира успокаивалась по ходу, шла и в какой-то момент начала припрыгивать, она была счастлива. По-детски, здесь и сейчас, в этот яркий солнечный день, чувствуя теплоту чьей-то взрослой руки, она шла и улыбалась.
- Ир, хочешь мороженое? – спросила соседка.
-а мне можно? – испуганно уточнила Ира.
- если ты не болеешь, то можно – улыбаясь, уточнила соседка.
- я не болею, я болела тогда, а сейчас я не болею – улыбаясь, сказала Ира.
Соседка купила Ире мороженое себе продукты, и, они пошли обратно к дому. Со стороны эта парочка смотрелась немножко нелепо короткостриженная Ирка в маловатом, полинявшем платье и высокая соседка, на которой было красивое светлое платье, словно соседка только что взяла ребенка из приюта и нарядила его в платье, которое очень долго ожидало свою принцессу.
- ИРКА!!!
Подходя к углу дома, они услышали крик Аллы.
- ИРКА! Скотина такая, а ну быстро домой! – Алла орала с балкона на всю улицу.
Ирка услышала крик матери, спешно доедая мороженое, она вырвала свою руку из руки соседки и побежала домой.
Все во дворе и в доме не решались связываться с Аллой, побаивались ее и ее гостей. Однажды соседка решила приютить у себя Иринку, пару лет назад, когда Ире было 3 года, пьяная компания выставила плачущего ребенка в подъезд. Ночью у Иринки поднялась температура, и, пьяная мать ничего лучше не придумала, как выставить ребенка в холодный подъезд, в спущенных колготках и какой-то грязной большой футболке. Ирка выла на весь подъезд. Соседка не выдержала и забрала ребенка к себе, дала лекарства, уложила Иринку спать. Спустя пару часов Алка бегала и долбилась во все квартиры и орала, что соседи – твари похитили ребенка. Соседка вызвала участкового, он приехал, разогнал всю частную компанию и вернул Иринку матери, под честное слово больше не пить. Через неделю Иринка вышла на улицу вся в желто-зеленых синяках.
Был еще случай, когда сосед решил угостить Иринку конфетой, а это увидел один из ухажеров матери. Пьяный он подошел к соседу, угостившему девочку и начал выяснять отношения, пьяному ухажеру показалось, что сосед подбивает «клинья» к Алке, завязалась драка, вызвали милицию, забрали в отделение всех дерущихся и вечером же отпустили. Ночью сосед проснулся от того, что кто-то долбится в его дверь, вышедший из себя ревнивец, добрал недостающего градуса, и, топором пытался открыть дверь соседа, рядом бегала и истерила Алка:
- Гена, не надо!!! Генааа- срываясь на визг орала Алла.
Соседи вызвали милицию, больше этого посетителя сороковой квартиры никто не видел. Но с тех пор с ними старались как можно меньше иметь дел. Когда Алка была трезвая, соседи с ней разговаривали, все кому не лень. Когда Ольга была маленькой, Алка поначалу слушала, жаловалась на судьбу свою, а потом попросту стала кричать и лезть в драку с каждым, кто пытался научить ее жить по-человечески и начать думать о детях.
Всем было жалко детей, особенно Ирку, но никто ничего не мог сделать или не хотел…
Когда в жизни Ирки появилась школа, ей открылся другой мир. Мир других детей, мир взрослых, мир знаний. Ирка была в школе с самого утра и до ее закрытия, даже если ей приходилось учиться во вторую смену, она всегда приходила к первому уроку первой смены. Ира помогала дежурить в гардеробе, выдавала одежду, ей говорили «спасибо!» ребята, вахтеры, учителя. Вечерами Ира помогала уборщицам протирать подоконники, поливать цветы в холлах школы. Ирка поняла, что есть в мире убежище, где может быть безопасно и где может быть интересно. Ирка быстро поняла, что если учится прилежно, то можно получать больше похвалы от учителей. Став старше Ирка записалась практически во все кружки и секции, которые были ей доступны. Как ребенок из малоимущей семьи и без отца Ирка получала социальное питание в школе, и ее матери не нужно было платить ни за обеды, ни за кружки и секции. Но неизменным всегда оставался страх возвращения домой, домой всегда нужно было вернуться, чтобы получить очередную порцию тычков от матери или старшей сестры и ждать когда же наступит утро, чтоб можно было убежать от всего этого. Ирке тяжело давались каникулы, особенно летние. Алла не утруждала себя сбором документов и оформлением Ирки в детские летние лагеря, поэтому все лето Ирка до обеда была в библиотеке, а потом гуляла во дворе до самой темноты.
Во дворе она играла сама с собой и с теми игрушками, которые дети забывали в песочнице. Дети с ней играли не охотно, все знали, что она из неблагополучной семьи и постоянно обижали Ирку, обзывая ее то «вшивой», то «сестричкой-алкоголичкой». Было обидно и больно, но гораздо больней было, когда Ирку воспитывали взрослые, поэтому она научилась не обращать на эти детские дразнилки внимание.
Учеба не давалась Ирке так просто, пока она училась в начальной школе, своим усердием она смогла осилить все 4 класса. В средней школе ей приходилось тратить больше времени на выполнение классной работы и на подготовку домашних заданий, Ирка не была вундеркиндом, она была очень трудолюбивой. В 6-м классе она поняла, что хочет уехать жить далеко от своей матери, где ее не найдут эти бесконечные гулянки и бесконечные вереницы пьяных людей. Она решила приложить все усилия, чтобы окончить школу и найти работу и стать взрослой и самостоятельной и сделать свою жизнь такой, как у принцесс в сказках.
Когда Ирка пошла в 9-й класс классный руководитель сказала ей, что она может после окончания 9-го класса поступить в ПТУ, освоить какую-то профессию и пойти работать. Ирке эта перспектива очень пришлась по духу, это означало, что не надо ждать еще 2 года, чтобы после 11 класса искать работу. Ирка понимала, что поступить в институт она не сможет, ей некуда ехать, да она и не знала, что за пределами ее города есть другие большие города с институтами и красивыми зданиями, с другими людьми и перспективами. ПТУ тоже было хорошей перспективой и было очень даже рядом.
Закончив обучение в 9-м классе, Ирка поступила в училище на повара. Ее классный руководитель помогла Ирке устроится помощником повара в местную кафешку. Ирка была согласна на любую работу, она понимала, что теперь эти усилия приносили ей пусть хоть и не большие, но деньги. Она мыла тарелки и полы в кафе, чистила овощи и со временем начала помогать в приготовлении блюд. Теперь Ирка всегда была сыта, иногда приносила домой то, что не съедали посетители кафе.
Алка продолжала пить, только теперь она чаще болела после своих гулянок. Ольга давно уехала в другой город, как сложилась ее жизнь, никто не знает, к матери она не приезжала. Несколько раз Ирка слышала разговоры соседей, что Ольга так же как мать спилась. Лешка иногда навещал мать, у него появилась семья и двое детей, свою семью он оберегал от матери, а Ирка для него всегда была непонятным членом их семьи, нагулянный ребенок, не был ему сестрой.
Однажды Ирка возвращалась с учебы домой и увидела сидящей на ступеньках около своей квартиры «собутыльницу» матери, Ирка обратилась к ней:
- тетя Зоя – тихонько потрогав за плечо, Ирка попыталась разбудить подругу матери.
От этого слабого касания подруга матери упала назад.
- тетя Зоя, что с вами? – взволнованно пыталась привести в чувство уже не живого человека.
- ПОМОГИТЕ! – закричала Ирка на весь подъезд, на крик выбежала соседка.
- Ира, что случилось? – спросила выглянувшая из квартиры напротив соседка.
- Тетя Зоя… не дышит – испуганно говорила Ирка.
- допилась – констатировала соседка – Ириш, заходи ко мне, сейчас скорую вызовем.
Ира зашла к соседке напуганная и бледная. Она видела кровь, она видела драки, она видела, как мать бьет мужиков и они в ответ бьют мать, но смерть Ирка видела впервые.
Спустя какое-то время приехала милиция и скорая, соседка заполняла какие-то бумаги. Милиция стучала в дверь сороковой квартиры, спустя 20 минут заспанная и пьяная Алка открыла дверь со словами:
- по башке себе подолби, идиот!
Алке сообщили, что Зойка умерла тут на ступеньках, на что Алка отмахнулась и сказала, что всякое в жизни бывает. А через неделю не стало и Алки после очередной пьянки она просто не проснулась. Ирка попросила соседку вызвать скорую и при этом маленькая, но уже взрослая Ирка принимала эту весть как долгожданное избавление от всех своих мук.
Начались для Ирки дни бюрократической волокиты, т.к. она еще была несовершеннолетней, опека решала с кем останется ребенок. В итоге старший брат оформил опеку над Иркой, при условии, что Ирка переезжает к нему в комнату в общаге, а он с семьей перебирается в материну однушку. Ирке было все равно, ей лишь хотелось, чтобы по скорее все это закончилось, и она спокойно могла возвращаться к себе домой.
После окончания ПТУ Ирка уже работала помощником шеф-повара в той же самой кафешке. Ей нравилась ее работа, ей нравилась ее свобода. Она старалась редко вспоминать свое детство, там нечего было вспоминать, но она знала, что больше всего на свете она не хочет возвращаться туда никогда! Начальник ценил Ирку за ее упертость и трудолюбие, нередко она спорила с ним о нерациональной покупке дорогостоящих ингредиентов, которые добирались до мусорного ведра быстрее, чем до тарелки посетителя, или пресекала кражу другими сотрудниками продуктов. Он по отечески помогал и оберегал Ирку как мог, защищал ее от назойливых посетителей, когда Ирка болела, отправлял к ней сотрудников кафе с фруктами, которые заботливо отправляла его семья с далекой Родины.
В жизни Ирки были парни, была и первая любовь, как она думала единственная и на всю жизнь. Они познакомились с Олегом в той же кафешке, он пришел со своими друзьями увидел Ирку и пригласил ее на свидание. Он завоевывал ее, как мог, дарил ей цветы, приглашал в кино. Через год у Ирки и Олега родился Никитка. Олег начал отмечать рождение сына, когда Ирка показала ему сверток в окно палаты роддома, после выписки Ирки из роддома он по-прежнему отмечал, отмечал и месяц спустя, отмечал и через полгода. Ирка поняла, что детство, от которого она так бежала, догнало ее. Она приняла решение и выгнала Олега. Ей было все равно, как она будет одна воспитывать сына, где будет работать и что есть, но она знала одно - ее детство не должно больше возвращаться! Он приходил каждый вечер к дверям их комнаты в общежитии плакал и просил прощения, орал, стучался в двери комнаты, пугая сына, пока один из соседей его не угомонил, с тех пор Олег перестал к ним приходить и Ирка больше его не видела. Всю оставшуюся жизнь Ирка благодарила себя за тот шаг, который она сделала, что не стала терпеть и не стала прощать, а просто взяла и выгнала.
Ирка была вынуждена выйти на работу, когда Никите было 6 месяцев, на работу они ходили вместе. Никита лежал в коляске, в углу небольшого помещения кафешной кухни. Начальник Ирки все понимал, ему было жалко по-человечески эту маленькую хрупкую девчушку, которой выпало столько испытаний за ее маленькую жизнь.
В полтора года Ирка отдала Никиту в ясли, начальник кафе выбил место для Никиты в детском саду. Ирка, как и тогда в детстве была очень усердной и очень трудолюбивой, она умела быть благодарной, всегда выходила на подмену или вместе с Никиткой выходила и помогала накрывать зал к какому-то предстоящему торжеству. Спустя 2 года хозяин кафе открыл большой ресторан и еще пару кафешек и предложил Ирке стать управляющей ресторана. Ирка сначала отказалась, начальник отказ не принял, а дал ей время подумать. Через 2 дня Ирка озвучила начальнику свое решение стать управляющей ресторана.
Жизнь сделала Ирку немного замкнутой, у нее не было подруг или друзей, у нее было много знакомых, тех которых полно в вечерних ресторанах, тех которым не важна твоя жизнь, а важно то, как ты красиво улыбаешься и не погружаешь их в мир твоих проблем. Только два человека знали, какая красивая на самом деле была Ирка, это был сын и ее начальник. Воспитывая своего сына, она пыталась показать ему мир таким, каким ей хотелось видеть его в детстве. Мир яркий и красивый, мир добрый и слегка чудаковатый, мир в котором есть возможности для любого, главное только уметь ими воспользоваться.