Найти в Дзене
Сергей Мишин

Забытая доброта

После мегапроектов и переделок Горбачева-Ельцина русские оказались одной из самых больших разделенных наций. Уже 30 лет мы не можем выработать достойную позицию и поддержать соотечественников. 30 лет Россия шарахается в своей внешней политике.

(отрывок из книги «Консервативные Тетради»)

Карта Российской империи по состоянию на 1914 год. Де-факто территория империи совпадает с территорией распределения русских. За исключением Польши и Финляндии территория Российской империи совпадает с территорией СССР.
Карта Российской империи по состоянию на 1914 год. Де-факто территория империи совпадает с территорией распределения русских. За исключением Польши и Финляндии территория Российской империи совпадает с территорией СССР.

Независимо от подхода, консервативного или либерального, проблема наших соотечественников существует и еще долгое время ее нерешенность будет отравлять наше развитие.

С точки зрения любой европейской нации судьбу русского народа можно приводить в учебниках как судьбу исторических лузеров. Сравните, Британия формально потеряла колонии, но английский язык стал доминирующим. Английское образование считается у колониальных элит все еще самым престижным. Лондон продолжает быть одной из финансовых столиц мира. Германия бросилась в арийскую авантюру, но сумела выдавить СССР со своей территории и стала самой передовой промышленной державой. Франция тоже ощущает себя неплохо.

А что русские? От бывшей грандиозной Российской империи остались осколки. Русские, которые 400 лет осваивали новые территории, одномоментно оказались в роли людей второго сорта.

Особо ужасной является судьба русских в Средней Азии и на Кавказе. Многие из них оказались там не по своей воле. Это не был колониальный трансфер, как у англичан и французов, которые ехали просто набить карман в колониях и на вырученные деньги построить усадьбу на родине. В СССР следуя политике дружбы народов, многих выпускников ВУЗов насильственно направляли в эти республики, поднимать техническую и гуманитарную культуру. Напомню, в СССР выпускники абсолютно всех ВУЗов должны были отработать 3 года по государственному направлению. Жизнь есть жизнь, и многие насильно отправленные не возвращались в родные края, обживались, получали жилье.

Также нужно учитывать, что многие верили в стабильность СССР, никто не мог и в страшных снах представить, что три подонка развалят страну. Более того, начальником России станет явный русофоб, которому будет откровенно наплевать на судьбу соотечественников. Наши соотечественники никак не могли поверить, что границы будут закрыты буквально за несколько дней. В результате многим останется один вариант: бросать нажитое и нищими ехать в Россию.

На 2020 год трудно подсчитать число соотечественников за границей. Официальных данных нет. МИД не ведет никакого учета. По ощущениям это может быть гигантская цифра до 50 миллионов человек. Если быть честными, то необходимо хотя бы половину вернуть в Россию.

Сейчас в 2020 году мы, Российская Федерация и русский народ попали в ловушку.

С одной стороны, не признавать границы России бессмысленно. Прошло 30 лет с развала СССР. Мы ни разу не заявляли никаких официальных протестов. Так иногда потявкивали, скажем, на Прибалтику, но торговать продолжали, никаких санкций не вводили. Лишь в этом, 2020 году Путин в одном интервью сделал намек на несправедливость границ, правда, его секретарь Песков тут же поправил шефа: Россия не имеет территориальных претензий.

С другой стороны, нельзя бесконечно терпеть бесправие русских буквально в нескольких километрах от себя. Мне лично кажется, что как бы мы ни изгоняли эту тему, проблема все равно будет рядом с нами. Чем дальше мы отходим от раздела 1990 года, тем сложнее нам будет найти моральные основы для безразличия. Какое-то оправдание было в 90-х: самим хреново, надо со своими проблемами разобраться. Но чем более богатыми мы будем становиться, тем больше нас будет мучить обвинение в том, что мы не помогаем соотечественникам. Все-таки код русской цивилизации сильный и в какой-то момент нам самим станет стыдно и неприятно.

В какой-то момент нам станет ясно,

если мы не хотим защищать соотечественников, то не стоит надеяться на защиту самих себя.

Если мы хотим построить счастливое будущее, игнорируя нужды русских за рубежом, то проще сразу согласиться с либералами и разделить Россию на десятки княжеств.

Какова могла бы быть политика России в деле поддержки русских за рубежом. В моем понимании так:

1. Признать право всех русскоязычных на территории бывшего СССР на безусловное получение гражданства Российской Федерации. То же самое в отношении их любых потомков, в том числе от смешанных браков. Гражданство возникает только на основании заявления человека. Никакие иные документы не требуются, также как и какие-либо проверки. Текст заявления следует хорошо проработать. Заявитель пишет все заявление своей рукой на русском языке на территории российского представительства.

2. Функции поддержки соотечественников снять с МИДа. МИД явно не справился с задачей поддержки соотечественников.

3. Создать специальное министерство по поддержке соотечественников. Здесь есть неплохая аналогия с израильским министерством поддержки соотечественников. В каждом посольстве за границей должны располагаться службы этого министерства.

Всем соотечественникам должны выдаваться документы немедленно после пересечения границы, либо еще в стране временного пребывания.

4. Государственная Дума должна принять специальный Акт о границах РФ. В Акте признать как факт сложившиеся границы. Вместе с тем, признать эти границы несправедливыми.

5. Составить список стран с русофобскими проявлениями. Особо выделить страны, где русские ограничены юридически, прежде всего Эстония, Латвия и Украина. Эти страны объявить неофашистскими. Максимально ограничить взаимодействие с этими странами. Любые контакты, любые встречи наши официальные представители должны начинать с заявления: «Эстония, Латвия и Украина являются неофашистскими странами, согласны ли вы с этим?». Отказ контрагента согласить с оценкой о фашистском характере балтийских стран не будет прямо влиять на наши отношения, но постепенно мы должны довести вопрос до кипения.