Найти в Дзене
История и культура Евразии

Мудрые высказывания Коркыт-Ата, часть 2

Продолжим поход по мудрости минувших веков:
Глина холмом не станет, Зять не заменит сына. Если накинуть уздечку на голову черного осла, он мулом не станет, Если надеть платье на служанку, она барыней не станет.
Как бы густо не выпал снег, До весны ему не остаться; Цветущему зеленому лугу до осени не остаться, Старый хлопок тканью не станет, Старый враг другом не станет
Не сгубив коня, дороги не

Продолжим поход по мудрости минувших веков:

Коркут, Коркыт или Горкут-ата — сказитель (поэт-песенник), живший в эпоху средневековья (7-8 вв.) среди огузского племени кайы, по другим сведениям баят. Имя Коркута известно по общеизвестному письменному памятнику "Китаб-и дадам Коркут гали лисан тайфа огузан". сохраненному в двух вариантах -- Дрезденской и Ватиканской. В конце каждого сказания говорится, что на пир, устроенный огузами, пришел Коркут и воспевал героизм огузских племен. Среди казахского (отчасти каракалпакского) народа сохранены несколько легенд. Одни из них связаны с могилой Коркута (Диваев, Кастанье), другие с бегством Коркута от смерти (Вельяминов-Зернов). В последних легендах наблюдается влияние ислама. По преданиям Коркут считается вещим сказителем, сопровождавшим свое пение игрою на кобызе, покровителем огузского племени. Предания о Коркуте встречаются у тюркских народов огузской ветви - туркмен, азербайджанцев, турков и кипчакской - казахов и каракалпаков. Соответственно имеются три надгробные сооружения в низовьях Сырдарьи (Казахстан), в Азербайджане (Нахичеван) и Турции (Байбурд). У всех практически общий народный эпос «Книга моего деда Коркута».
Коркут, Коркыт или Горкут-ата — сказитель (поэт-песенник), живший в эпоху средневековья (7-8 вв.) среди огузского племени кайы, по другим сведениям баят. Имя Коркута известно по общеизвестному письменному памятнику "Китаб-и дадам Коркут гали лисан тайфа огузан". сохраненному в двух вариантах -- Дрезденской и Ватиканской. В конце каждого сказания говорится, что на пир, устроенный огузами, пришел Коркут и воспевал героизм огузских племен. Среди казахского (отчасти каракалпакского) народа сохранены несколько легенд. Одни из них связаны с могилой Коркута (Диваев, Кастанье), другие с бегством Коркута от смерти (Вельяминов-Зернов). В последних легендах наблюдается влияние ислама. По преданиям Коркут считается вещим сказителем, сопровождавшим свое пение игрою на кобызе, покровителем огузского племени. Предания о Коркуте встречаются у тюркских народов огузской ветви - туркмен, азербайджанцев, турков и кипчакской - казахов и каракалпаков. Соответственно имеются три надгробные сооружения в низовьях Сырдарьи (Казахстан), в Азербайджане (Нахичеван) и Турции (Байбурд). У всех практически общий народный эпос «Книга моего деда Коркута».
  • Глина холмом не станет, Зять не заменит сына. Если накинуть уздечку на голову черного осла, он мулом не станет, Если надеть платье на служанку, она барыней не станет.
  • Как бы густо не выпал снег, До весны ему не остаться; Цветущему зеленому лугу до осени не остаться, Старый хлопок тканью не станет, Старый враг другом не станет
  • Не сгубив коня, дороги не пройти, Без ударов черным булатным мечом избиения не отвратить. Не сгубив своего имущества, Человеку не прославить себя щедростью.
  • Дочь без примера матери наставления не примет, Сын без примера отца угощенья не устроит
  • Сын для отца все, что ему нужно: Он для него как один из его глаз. Если сын вырастет на радость, Он глаз его очага. Но что делать сыну, если после смерти отца не осталось имущества? И что польза от имущества отца, если нет царя в голове у сына?

Статья по теме: Мудрые изречения Коркыт Ата