Найти в Дзене
История и культура Евразии

Мудрые высказывания Коркыт-Ата, часть 2

Продолжим поход по мудрости минувших веков:

Коркут, Коркыт или Горкут-ата — сказитель (поэт-песенник), живший в эпоху средневековья (7-8 вв.) среди огузского племени кайы, по другим сведениям баят. Имя Коркута известно по общеизвестному письменному памятнику "Китаб-и дадам Коркут гали лисан тайфа огузан". сохраненному в двух вариантах -- Дрезденской и Ватиканской. В конце каждого сказания говорится, что на пир, устроенный огузами, пришел Коркут и воспевал героизм огузских племен. Среди казахского (отчасти каракалпакского) народа сохранены несколько легенд. Одни из них связаны с могилой Коркута (Диваев, Кастанье), другие с бегством Коркута от смерти (Вельяминов-Зернов). В последних легендах наблюдается влияние ислама. По преданиям Коркут считается вещим сказителем, сопровождавшим свое пение игрою на кобызе, покровителем огузского племени. Предания о Коркуте встречаются у тюркских народов огузской ветви - туркмен, азербайджанцев, турков и кипчакской - казахов и каракалпаков. Соответственно имеются три надгробные сооружения в низовьях Сырдарьи (Казахстан), в Азербайджане (Нахичеван) и Турции (Байбурд). У всех практически общий народный эпос «Книга моего деда Коркута».
Коркут, Коркыт или Горкут-ата — сказитель (поэт-песенник), живший в эпоху средневековья (7-8 вв.) среди огузского племени кайы, по другим сведениям баят. Имя Коркута известно по общеизвестному письменному памятнику "Китаб-и дадам Коркут гали лисан тайфа огузан". сохраненному в двух вариантах -- Дрезденской и Ватиканской. В конце каждого сказания говорится, что на пир, устроенный огузами, пришел Коркут и воспевал героизм огузских племен. Среди казахского (отчасти каракалпакского) народа сохранены несколько легенд. Одни из них связаны с могилой Коркута (Диваев, Кастанье), другие с бегством Коркута от смерти (Вельяминов-Зернов). В последних легендах наблюдается влияние ислама. По преданиям Коркут считается вещим сказителем, сопровождавшим свое пение игрою на кобызе, покровителем огузского племени. Предания о Коркуте встречаются у тюркских народов огузской ветви - туркмен, азербайджанцев, турков и кипчакской - казахов и каракалпаков. Соответственно имеются три надгробные сооружения в низовьях Сырдарьи (Казахстан), в Азербайджане (Нахичеван) и Турции (Байбурд). У всех практически общий народный эпос «Книга моего деда Коркута».
  • Глина холмом не станет, Зять не заменит сына. Если накинуть уздечку на голову черного осла, он мулом не станет, Если надеть платье на служанку, она барыней не станет.
  • Как бы густо не выпал снег, До весны ему не остаться; Цветущему зеленому лугу до осени не остаться, Старый хлопок тканью не станет, Старый враг другом не станет
  • Не сгубив коня, дороги не пройти, Без ударов черным булатным мечом избиения не отвратить. Не сгубив своего имущества, Человеку не прославить себя щедростью.
  • Дочь без примера матери наставления не примет, Сын без примера отца угощенья не устроит
  • Сын для отца все, что ему нужно: Он для него как один из его глаз. Если сын вырастет на радость, Он глаз его очага. Но что делать сыну, если после смерти отца не осталось имущества? И что польза от имущества отца, если нет царя в голове у сына?

Статья по теме: Мудрые изречения Коркыт Ата