Сидел я как-то в аэропорту (когда это ещё было совершенно безопасно) и думал о двух вещах: почему мы так медленно летаем и почему утрачиваем "технологии древних".
Видел однажды график скоростей, доступных человеку. Сейчас найти его не могу, но суть в том, что тысячелетиями человечество передвигалось на очень низких скоростях, потом появились поезда и автомобили, потом самолёты и самый большой прорыв - космические ракеты. Далее рост доступных человечеству скоростей прекратился. А ракеты, как вы понимаете, простым смертным для повседневных полётов недоступны.
Но в 1960-е появились два сверхзвуковых самолёта: "Конкорд" и Ту-144. Летали они быстро, были красивы, но не получили подлинного коммерческого успеха. "Конкорд" летал довольно долго и продержался до 2003 года, но больше не летает. Предпочтение отдано более медленным, зато более экономичным аэробусам.
Вот вам простой пример. Была технология сверхзвуковых пассажирских самолётов (на самом деле, целый комплекс технологий) и нет её. Пройдёт ещё лет 15, и всё окончательно растворится. Опыт создания таких самолётов забывается, а те, кто их производил, покидают наш мир. И это происходит буквально на наших глазах.
Следует ли удивляться тому, что в истории человечества неоднократно происходила утрата каких-либо технологий, и даже без серьёзных катастроф? Например, технологии строительства египетских пирамид. Римского бетона. Дамасской стали.
Для человечества столь же естественно терять технологии, как их и приобретать. Мы об этом предпочитаем не думать, полагая прогресс линейным. Однако же прогресс - это прыжки, и не всегда в нужную сторону.
И сегодня, глядя на свидетельства архитектурных и инженерных достижений прошлого, мы порой задумываемся, кем же были те титаны, которые создали всё это. Но не было никаких титанов. Пирамиды построили не инопланетяне. Санкт-Петербург построили не атланты. Это были такие же люди, как и мы с вами. Просто умеющие что-то такое, чего уже не умеем делать мы.