"Красивую речь — любо слушать." (Пословица).
"Приятная для слуха речь — своего рода музыка" (Аристотель).
Вы, вероятно, обратили внимание на необычное название этого раздела. Зачем нужна речевая гимнастика?
Но, оказывается, наш ГОЛОС — это физический инструмент, который, подобно музыкальному инструменту, требует хорошей настройки, постоянной игры с ним и на нем, настоящей заботы о его технической сохранности. Только тогда он, как и любой музыкальный инструмент, будет радовать и самого обладателя, и слушателей БЛАГОЗВУЧИЕМ.
Звучащая речь — это единый поток, в котором соединяется все: правильное дыхание (речевой аппарат «настроен»);
легкость и гибкость звучания голоса (чистота речи);
умелый переход из одного регистра (уровня звучания) в другой диапазон голоса;
сила голоса и его тембр (звуковая окраска); ровность и устойчивость звука. Занимаясь с ребёнком, вы развиваете и свой речевой аппарат, что очень хорошо.
«Мыши водят хоровод»
1. Приветствие.
-Вы ребята - котята?
Вы ребята-мышата?
Вы ребята -козлята?
-девочки и мальчики?
Здравствуйте, девочки,
Здравствуйте, мальчики,
Покажите ручки, покажите пальчики.
Раз,два,три, четыре,пять,
Будем с ними мы играть.
Упражнения для пальчиков.
2. Релаксация.
(упражнения даны в предыдущей публикации)
- Ручки вверх мы поднимаем…
- Ножки вверх мы поднимаем…
- 12345 будем штангу поднимать,
Верх мы штангу поднимаем,
Держим крепко, опускаем
3. Упражнения для пальчиков.
«В гости к пальчику большому…»
«Цветок», «Бабочка», «Клей», «Цепочки»
4. Упражнения на дыхание.
«Пильщики»
(Ладони сжимаем в кулачки, прижимаем к груди, по очереди каждую руку двигаем вперёд на каждое слово)
-Мы сейчас бревно распилим.
Раз-два,раз-два,
Будут на зиму дрова.
(Вдох) Вжик.(Вдох) Вжик(Вдох) Вжик.
«Дровосек»
( ладони соединяем, руки поднимаем над головой, резким движением с наклоном опускаем руки вниз)
Раз-два, раз-два,
Будем мы рубить дрова!
(Вдох через нос)Ух!, (Вдох через нос)Ух!(Вдох через нос) Ух!
5. Лицевая гимнастика, упражнения для губ и языка.
Делаем перед зеркалом.
Улыбка (растянуть губы в улыбку и собрать в "дудочку")
Усмешка (растянуть губы вправо, затем влево 3-4 раза)
Карамелька (губы сомкнуты. Делаем вращательные движения языком направо и налево 3-4 раза)
6. Дикция.
Звук «б - п» (Губы плотно сомкнуты. Воздух разрывает губную преграду. Произносим по очереди.)
Ба бо бу бэ бы бак, бок, бук, бык
бя бё бю бе би.
Па по пу пэ пы папа, пол, пыль, пень
пя пё пю пе пи
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
1 этап. Начинаем произносить в медленном темпо-ритме, чётко проговаривая слова.
2 этап. - В разговорном темпо-ритме.
3 этап. Вдох. Произносим скороговоркой быстро, на одном дыхании, три раза.
6. Стихи. (Интонационная выразительность. Произносим с разной интонацией. Громко- тихо).
Сидит кошка,
смотрит в окошко (Говорят все.)
Театр"Сказка"
Киска
(театрализация. Маска. элементы костюма)
-Здравствуй, киска, как дела?
Что же ты от нас ушла?
- Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить,
Ходите, гуляете,
На хвостик наступаете.
Киска (английская песенка в переводе Маршака С.Я.)
(театрализация)
- Где ты была сегодня, киска?..
-У королевы у английской.
-Что ты видала при дворе?
-Видала мышку на ковре.
Считалка.
-Раз, два, три, четыре,
Жили мышки на квартире,
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили.
Мышки.
Мышка мышке говорила:
-Я сегодня мыла, мыла,
Всю посуду перемыла!
- А себя-то ты помыла?
- Ой, забыла, ой, забыла,
Да и мыла не хватило!
Но, оказывается, наш ГОЛОС — это физический инструмент, который, подобно музыкальному инструменту, требует хорошей настройки, постоянной игры с ним и на нём, настоящей заботы о его технической сохранности. Только тогда он, как и любой музыкальный инструмент, будет радовать и самого обладателя, и слушателей БЛАГОЗВУЧИЕМ.
(Догонялки)
- Мыши водят хоровод.
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите, кота Ваську не будите, вот проснётся Васька кот, разобьёт
Ваш хоровод!