Найти в Дзене

Мужское тело: почему здесь не все так просто?

Гендерная сторона вопроса тела – очень яркая и запутанная. Давайте разбираться, чем отличается мужское чувство телесности и почему в 21 веке мы встречаем огромное количество противоречий на этот счет.

Фотография создана в рамках проекта body.ode. Подписывайтесь на наш инстаграм и слушайте подкаст
Фотография создана в рамках проекта body.ode. Подписывайтесь на наш инстаграм и слушайте подкаст

Традиционно тема работы над своим телом ассоциируется с «женским миром». Даже научный разговор ведется в таком ключе: в JSTOR статей о «женском» восприятии тела гораздо больше, чем о «мужском». Но это не значит, что о последнем не стоит говорить.

Культура СССР оставила нам целый калейдоскоп образов, как должен вести себя «настоящий мужик». Для этого даже есть удивительный термин — «гегемонная маскулинность» — о поведении мужчины, стремящегося занять властную позицию. То есть, чтобы быть у "власти" мужчина должен выглядеть и вести себя определенным образом: иметь широкие плечи, щетину, стучать кулаком по столу и прочее веселье. Другое, распространенное сейчас в сети название этого явления – токсичная маскулинность.

— "Я есть охотник! Я есть сила! Я есть мощь!"
— "Нас уже задолбала твоя токсичная маскулинность, Ричард".
— "Я есть охотник! Я есть сила! Я есть мощь!" — "Нас уже задолбала твоя токсичная маскулинность, Ричард".

Получается, что несколько столетий назад «настоящий мужик» должен был соответствовать карикатурной картинке «босса», чтобы даже внешне обозначить свою силовую позицию. Да, воображение вас не обманывает: это упитанный высокий мужчина с щетиной и запахом перегара, в вербальной и невербальной властности которого сомневаться не приходится. А что же делать, если ты хочешь быть принцем из диснеевских мультиков?

-3

Здесь на помощь приходит социолог Энтони Гидденс. Современный мужчина может вести себя иначе, как бы варьировать эту картинку "сильного и независимого". До до сих пор мужская "власть" держится на 3-х китах: доминируй над другими мужчинами, выполняй только «мужскую» работу, будь рационален.

Затем на сцену выходят сексуальная революция, начало истории гендерного равенства и становление семьи как ячейки общества с разделением обязанностей. Да, идея маскулинности сохраняется, но при этом мужчина должен бывать дома и участвовать в воспитании детей. Раньше такие обязанности были для него не предусмотрены.

Семейным бюджетом теперь и вовсе управляет женщина. Маскулинность переживает глубочайший кризис, который жив и в современной России. На мужчин одновременно ложатся образы из разных эпох: будь независимым и уверенным в себе, при этом заботься о семье, не забывай о чувствительности диснеевского принца, а еще будь защитником. Все это приправлено постмодерном (время, которое характеризуется глобальными экономическими и социальными явлениями), где каждый сам за себя, а высшая ценность — самоактуализация. Отсюда и получается каша: в образах, требованиях, желаниях.

Нормы по-прежнему требуют от мужского тела несколько противоречивых образов в одном флаконе, оставляя обладателей этих тел в растерянности.

Когда несешь три пакета одновременно:
"Я олицетворение маскулинности"
Когда несешь три пакета одновременно: "Я олицетворение маскулинности"

Список источников:

1. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Кризис маскулинности // 12 лекций по гендерной социологии. Санкт-Петербург: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2015. С. 757.

2. Giddens A. The Transformation of Intimacy: Sexuality, Love, and Eroticism in Modern Societies. Stanford: Stanford University Press, 1992. 216 с.

3. Гендер для чайников / под ред. Т. Барчунова и др. Москва: Звенья, 2006. 259 с.