Найти тему

Рубль 1859 года: «Конь»

Рубль 1859 г. — «Конь»
Рубль 1859 г. — «Конь»

Когда редакция попросила меня дать материал для нового номера, я долго выбирал тему. Рассказать об изменении изображения на монете в мелких деталях, связанных с износом и под гравировкой штемпеля, или в привычной форме объединить нумизматику и историю на примере одной монеты?

Учитывая, что альманах, несмотря на свое название, не является сугубо нумизматическим изданием, а объединяет в себе многие направления увлечений, связанных с историей, решение было принято в пользу историко-нумизматического познавательного экскурса.

С огромным почтением к нашей читающей аудитории представляю новый цикл обзорных статей о монетах Российской Империи. Речь в нем пойдет о памятных юбилейных рублях XIX века, которые, без всякого сомнения, представляют огромный интерес как памятники истории, запечатлевшие в себе важные события славного прошлого России.

Начать мне бы хотелось с «Коня». Почему? Да, это выглядит ошибочным с точки зрения хронологии — далеко не первая выпущенная памятная монета. Да, это ошибочно и с точки зрения рейтинга популярности — «300-летие» тут вне конкуренции. Но мне показалось, что история этой монеты как нельзя больше подходит для начала нового долгого рассказа.

Итак, «Конь». Этим обиходным и не слишком благозвучным названием нумизматы-любители окрестили памятный рубль 1859 года на открытие памятника Николаю I.

Начнем с сухих фактов и технических характеристик.

Монета выполнена из серебра 868 пробы, имеет вес 20,73 гр. и диаметр 35,5 мм.

Отчеканена двумя партиями, общий тираж которых составляет 50 000 экземпляров.

Партии различаются между собой высотой рельефа и обрезом шеи портрета. Более выпуклый вариант рельефа встречается гораздо реже; бытует мнение, что он был выпущен не на Санкт-Петербургском, а на Варшавском монетном дворе.

Гурт монеты гладкий.

Император Николай Павлович
Император Николай Павлович

Аверс: портрет Николая Павловича, обращенный влево, с круговой легендой «НИКОЛАИ I ИМПЕРАТОРЪ И САМОДЕЖЕЦЪ ВСЕРОССIИС.» В обрезе шеи подпись создателя портрета «А. ЛЯЛИН».

Александр Павлович Лялин (1802–1862) — талантливый русский гравер в третьем поколении, старший медальер Монетного Двора и профессор Академии Искусств, признанный мастер, на счету которого к тому времени было более полусотни великолепных работ.

Монумент, известный нумизматам как «Конь»
Монумент, известный нумизматам как «Конь»

Реверс: изображение монумента, под которым проставлен номинал «РУБЛЬ», заключенный по краям шестиконечными звездочками. Слева от колонны надпись «IЮНЯ 25 ДНЯ», справа «1859 ГОДА». Круговая легенда «ПОВЕЛ. ИМПЕР. АЛЕКСАНДРА II ВСЕЯ РОССIИ САМОДЕРЖЦА».

Авторство реверса принадлежит Василию Алексееву (1822-1901), на тот момент еще молодому граверу, а впоследствии академику медальерного искусства и старшему медальеру Санкт-Петербургского монетного двора.

Помимо рубля, были отчеканены также монетовидные медали без обозначения номинала, выполненные в золоте и меди.

Давайте же обратимся к самому монументу, в честь открытия которого и была отчеканена эта красивая, солидная и значимая монета.

Император Александр Николаевич
Император Александр Николаевич

Александр Николаевич, взойдя на трон после смерти отца, быстро начал осознавать, насколько окружение презирало, ненавидело и в то же время боялось покойного государя. Солдафон и невежда в их глазах, он умел держать в страхе и подчинении и окружавший его двор, и всю бескрайнюю, беспокойную империю.

Но вот на троне новый, по меркам для самодержца еще совсем юный император, надежда молодых либерал-демократов, ждущих реформ, жаждущих модернизации империи. Поначалу Александр и впрямь давал такую надежду, сам полный мечтаний о переустройстве и реформах. И надо сказать, что, хотя не все задуманное осуществилось, но многое, очень многое и важное удалось воплотить. О реформах Александра II надо говорить отдельно, и не в этой статье, но хочется с горечью заметить, что, несмотря на все значимые преобразования, произошедшие в его царствование, он так и не снискал уважения и любви народа, а слои прогрессивной молодежи, к которой он и сам некогда принадлежал, откровенно презирали его. Недаром именно тогда начался расцвет течений и движений, приведший к известному финалу в семнадцатом году, недаром так трагична смерть самого Александра Николаевича.

Вернемся же в самое начало его правления. К молодому императору начинает приходить понимание того, что он наследный император, но отнюдь не наследник того самого «взгляда василиска», которым славился его отец, и трепета перед ним ни у кого никогда не будет. И не будет уже той твердой, подчас жестокой, усмиряющей и крепкой руки, что держала узду мчащейся тройки-Руси…

Не в честь ли этого был поставлен памятник, о котором мы сейчас говорим? Не хотел ли тем самым молодой царь напомнить своему окружению о годах полнейшего повиновения и преданного, боязливого молчания? Не в память ли тем, кто застал время правления «Николая Палкина», был тих и скрытен, но с приходом новой власти осмелел и не прятал глаза, кланяясь в пол? Александр Николаевич, несмотря на всю свою молодую либеральность, был наследным императором, а люди таких кровей не одобряют уж слишком явные и открытые проявления свободомыслия.

Так или иначе (мы же не занимаемся в данном тексте психоанализом души Александра), с тайным скрытым смыслом или просто в честь уважения наследника к почившему отцу, но с повеления Его Величества монументу велено было быть.

Стилистически он должен был стать центром, объединяющим большое пространство между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Автором проекта стал Огюст Монферран, выдающийся архитектор, построивший и сам Исаакиевский собор.

В работе над памятником принимали участие несколько талантливых скульпторов. Пьедестал выполнили Н. Ефимов и А. Пуаро, над барельефами трудились Р. Залеман (его вклад — один из барельефов пьедестала, изображающий поднесение императору графом Сперанским Свода Законов, и четыре аллегорические женские фигуры — Правосудие, Вера, Сила и Мудрость, для которых, по ходившей легенде, позировали не кто-нибудь, а сама императрица с дочерями) и Н. Ромазанов, который выполнил остальные три барельефа, посвященные важным событиям периода царствования Николая Павловича: усмирению холерного бунта, подавлению восстания декабристов и открытию железнодорожного моста между Петербургом и Москвой. Ограду вокруг монумента спроектировал Л. Бонштедт, а окружающие памятник фонари созданы по модели архитектора Р. Вейгельта и считались на тот момент одними из самых красивых в Петербурге.

Скульптуру самого императора на коне выполнил прославленный Петр Карлович Клодт. Его биография заслуживает отдельной статьи или даже книги, но мы ограничимся лишь важными моментами, непосредственно связанными с обсуждаемой скульптурой.

П. К. Клодт
П. К. Клодт

В первую очередь надо отметить, что окончательный вариант, принятый и одобренный архитектором, уникален своим решением. Немногие города мира украшены столь сложными по инженерному решению памятниками. Вздыбленный конь держится всего лишь на двух опорах! Это придает композиции невероятную живость и величественность. Клодт, преуспевший в абсолютно точной до мелочей передаче образов животных, особенно лошадей, в скульптуре, невероятно реалистично воссоздал образ любимого коня Николая Павловича, жеребца Амалатбека. Сам император, облаченный в парадный мундир Конногвардейского полка, в надвинутой до бровей каске, являет собой образец величия, царственной отрешенности и спокойствия.

Понимание грандиозности, красоты монумента и мастерства скульпторов приходит тогда, когда лично обходишь, не спеша, этот памятник, подробно изучая мелкие детали, всматриваясь в лица изображенных персонажей.

И, конечно, приятно осознавать, что в твоей коллекции есть маленький кусочек Истории, причастный к этому сооружению, рубль 1859 года, «Конь».

Несомненно, эта монета крайне интересна и важна для любой коллекции российских серебряных монет имперского периода. При приобретении ее в свое собрание стоит учесть, что в последнее время появилось много подделок, трудноотличимых даже для опытного коллекционера. Поэтому нелишним будет напомнить, что покупки такого рода, весьма недешевые, стоит совершать только у проверенных дилеров, а еще лучше, чтобы подлинность предмета была подкреплена экспертным заключением или историей продаж на авторитетных очных аукционах.

Алексей Шлыков

Альманах ДЕНЬГА №3 (14) / 2015