Всем привет! После просмотра прошедшего Гран При Бахрейна я вспомнил, что за последнее время происходило несколько инцидентов с участием смелых парней с маршальских постов и решил собрать их в этой статье.
Разделю повествование на две части, для удобства. Первая часть будет про современность, когда FIA уже очень сильно заботилась о безопасности всего и вся, что связано с проведением этапов Формулы 1, однако опасные ситуации время от времени всё равно возникали.
Вторая же часть выйдет попозже и будет посвящена инцидентам с участием маршалов в прошлом, когда гонки и всё, что их окружало, было куда более опасным занятием.
Итак, небольшая ремарка, что вообще делают маршалы на трассе. Маршалы делятся на пять типов:
- Флаговые маршалы - подают сигналы пилотам на трассе с помощью флагов
- Пит-лейн маршалы - следят за порядком на пит-лейне и, например, за отбытием штрафов гонщиками
- Грид-маршалы - следят за порядком на стартовой решётке, контролируют доступ на неё и порядок построения болидов
- Трековые маршалы - находятся по периметру трассы, их задача состоит в ликвидации последствий инцидентов
- Файр-маршалы - профессиональные пожарные по периметру трека
На каждом этапе Формулы 1 присутствуют совокупно до 1500 маршалов, которым руководство чемпионата не платит деньги, это чисто волонтёрская работа. Они получают за неё бесплатные обеды и эмоции от нахождения в самой гуще событий Ф1.
Самая опасная работа у трековых маршалов, так как именно они обязаны появляться на трассе чаще всех: аварии, остановки, эвакуация болидов, уборка обломков, очистка трассы от гравия - всё это зона ответственности трековых маршалов. Зачастую, гонка не останавливается в момент, когда необходимо, например, убрать обломки, оставшиеся после аварии - болиды продолжают движение, но за сэйфти-каром, то есть со сниженной скоростью, но в непосредственной близости от трековых маршалов. По сути, они на каждом этапе рискуют здоровьем и даже жизнью, но, как правило, людей, чем-то увлечённых и во что-то влюблённых, такие мелочи редко останавливают, для многих из них Формула 1 является страстью и работа маршалом на этапе - это возможность стать частью большого праздника Ф1.
Перейдём к основной теме - опасным ситуациям и даже трагедиям, связанным с маршалами Формулы 1. В этой, первой части, расскажу о недавних и относительно недавних случаях, когда маршалы подвергали себя опасности и чем заканчивались подобные случаи.
Последний случай, Бахрейн 2020: маршал, не смотря по сторонам, перебегал трассу.
Во время первого Гран При Бахрейна мы вновь увидели смелого маршала, который перебегал трассу ровно перед болидом Ландо Норриса чтобы помочь своим коллегам потушить двигатель остановившегося на трассе Чеко Переса. Гоночный директор Ф1 Майкл Маси тогда заявил, что маршал действовал на инстинктах, так как до этого на других участках трека произошла жуткая авария Ромена Грожана, а так же переворот болида Лэнса Стролла в результате контакта с Квятом.
Норрис по радио: "Тут парень, который перебегает чёртов трек прямо передо мной! Самый отважный чувак, которого я когда-лио видел!"
Да, понятно, что действовали двойные жёлтые флаги, ехать нужно было медленнее обычного, но болид Формулы 1 ускоряется до 200 км/ч за 4 секунды, и это далеко не предельная его скорость, а значит, что у парня было не так-то много времени для пересечения трассы.
Сам Ландо сказал, что с его позиции в той части трека очень хорошо видно чёрное небо, а не маршала, который был одет в черный или тёмно-коричневый костюм.
Это, кстати, был файр-маршал, который спешил тушить двигатель Переса.
Имола 2020: маршалы находились на трассе, когда болидам разрешили обогнать машину безопасности и вернуться в круг с лидерами.
Совсем свежий инцидент, произошедший на Гран При Эмильи Романьи в Имоле.
Ситуация следующая: после вылета Макса Ферстаппена из-за разорвавшейся покрышки, на трассе появился и собрал все за собой сэйфти-кар, пилоты следовали за ним, и в один момент Джордж Рассел перестарался с желанием погреть задние покрышки и под машиной безопасности улетел в отбойник, на трассе появились многочисленные обломки его болида, а режим машины безопасности был продлён. Шести болидам, которые оказались в круге позади лидеров, позволили начать обгоны и без ограничений по скорости пройти один круг и встать в хвост пелетона, собранного машиной безопасности, таким образом оказавшись в одном круге с лидерами.
Совершая свой круг, шесть болидов не должны были следовать ограничениям, они вполне могли ехать на полной скорости пока не упрутся в паровозик за машиной безопасности. Но как оказалось, маршалы на трассе не успели убрать обломки от Джорджа Рассела и таким образом оказались на трассе, вблизи поворота, где как минимум 6 болидов пролетают на гоночной скорости.
Пилоты, которым следовало проехать мимо маршалов (Райкконен, Джовинацци, Феттель, Грожан, Стролл), очень сильно удивились тому, что они всё ещё там.
Феттель по радио: "Ребята, это очень небезопасно оставлять маршалов на трассе, когда мы догоняем основную группу! Это очень опасно, скажите им, чтобы они быстрее покинули трассу!"
Грожан по радио: "Эмм, ок, но как-то странно оставлять маршалов на трассе в такой ситуации"
Однако все, кроме Стролла снизили скорость, увидев людей. В итоге Лэнс пролетел в опасной близости от маршалов, смотрите видео и оцените скорость:
Монако 2019: Чеко Перес чуть не сбил двоих маршалов, собиравших обломки.
В прошлом году опасная ситуация с трековыми маршалами возникла на Гран При Монако - из за контакта между Шарлем Леклером и Нико Хюлькенбергом на болиде монегаска оказалось проколото заднее колесо, которое начало быстро разрушаться, а его части, в свою очередь, разрушали карбоновое днище болида, оставляя после себя опасные обломки по всей трассе, был введён режим режим машины безопасности, за время которого трассу должны были очистить.
Вот видео того столкновения:
Часть болидов под режимом машины безопасности поехала в боксы за свежей резиной, а маршалы пользовались промежутками, когда на трассе в их секторе нет болидов и выскакивали, чтобы убрать обломки. Но эти двое немного не рассчитали время и выбежали на трассу ровно в тот момент, когда из боксов выезжал Чеко Перес и начинал разгон к первому повороту, к слову, скорость там уже около 150 км/ч. В результате мексиканцу пришлось оттормаживаться и уворачиваться, а маршалы попали в очень неприятную ситуацию, рискуя угодить под колёса болида.
Смотрите фото в галерее, а так же видео с камеры на болиде Переса:
Баку 2019: пилот Формулы 2 завёл двигатель во время того, как маршалы толкали его болид в безопасное место, в результате двое из них попали под колёса.
В апреле 2019 проходила гонка в столице Азербайджана. Во время квалификации Формулы 2 у пилота команды Prema Шона Гелаеля возникли проблемы с болидом, из-за чего он вынужден был остановить свой болид на выходе из седьмого поворота. Всё шло согласно правилам, дирекция гонки вывесила красные флаги и остановила сессию для безопасного выхода маршалов на трассу и эвакуации болида.
В момент, когда маршалы толкали болид к техническому выезду с трассы, чтобы там пилот смог безопасно покинуть кокпит, а маршалы смогли погрузить его на эвакуатор, пилот, Шон Гелаель, неожиданно завёл мотор и начал движение, буквально переехав двух маршалов задними колёсами.
В результате, маршалы получили лёгкие ушибы, но обошлось без травм. Пилот же был наказан по всей строгости - ему запретили принимать участие в текущей сессии и обязали стартовать с последнего места в гонке, так как его действия нарушили режим красного флага и подвергли опасности здоровье персонала трассы.
Сингапур 2016: Маршал не успел уйти с трассы в момент возобновления гонки и был на пути у Нико Росберга.
В начале второго круга на трассу из-за аварии на стартовой прямой Нико Хюлькенберга выехала машина безопасности. Видео аварии:
Маршалам, конечно, необходимо было как можно быстрее убрать все появившиеся обломки с трассы, тем более, что это стартовая прямая, где скорости очень высокие и это прямая угроза безопасности гонки.
Судя по словам Росберга, который был лидером гонки в тот момент, гонка возобновилась крайне внезапно:
"Мы вообще не ожидали рестарта в этот момент, я думаю никто его не ожидал. Я думал, что будет ещё один круг за машиной безопасности, но она свернула в боксы и гонка резко возобновилась. Думаю, маршалы тоже не ожидали что мы поедем прямую на полной скорости и не успели сориентироваться."
В результате, в момент, когда болиды уже летели по прямой со скоростью более 230 км/ч, маршал перебегал трассу поперёк в опасной близости от болидов. Если бы он оступился, упал, то ситуация была бы крайне опасной для его жизни и для безопасности гонщиков. К счастью, всё обошлось, сингапурский маршал быстро бегал.
Листайте галерею ниже, обратите внимание, что в точке торможения маршал всё ещё находился на трассе, а гонщики уже поравнялись с ним и вели борьбу!
Канада 2013: маршал трагически погиб во время погрузки разбитого болида.
В квалификации Гран При Канады 2013 года пилот команды Sauber Эстебан Гутьерез вылетел с трассы во втором повороте при выезде с пит-лейн и разбил болид, вызвав жёлтые флаги и необходимость работы маршалов при эвакуации, всё шло штатно и согласно прописанным процедурам.
Первые минуты после столкновения, маршалы и погрузчик выполняют свою работу:
Далее, когда болид уже закрепили, подняли на погрузчике и повезли в сторону боксов, произошла абсолютно нелепая и потому такая обидная трагедия - маршал, Марк Робинсон, бывший одним из четырёх сопровождавших болид во время движения погрузчика, уронил свою рацию на землю и ринулся за ней вниз, чтобы она не попала под колёса погрузчика, но в итоге потерял равновесие, упал и попал под колёса сам. Многотонный погрузчик наехал на Марка правыми колёсами, так как водитель просто не заметил движения маршала вниз и его падения.
Вот видео-реконструкция тех трагических событий:
Маршал, силами медицинского персонала трассы и медицинского вертолёта был немедленно доставлен в госпиталь Монреаля, где в скором времени скончался от полученных травм, ему было 38 лет.
Предупреждаю, снимки ниже могут кого-то шокировать!
По окончании канадской гонки возле подиума был размещён портрет Марка в знак памяти и скорби от всего гоночного сообщества и большой семьи Формулы 1:
Заключение
Как видите, работа маршалов на трассе связана с определенным риском и опасностью, и пускай эта опасность зачастую является неудачным стечением многих обстоятельств, это ни сколько не умоляет их достоинства и той пользы, которую эти люди несут Формуле 1.
Трагедии, подобные той, что произошла в Канаде, случались и ранее, но о них я расскажу позже, во второй части статьи.
Всем спасибо за внимание! Обязательно подписывайтесь, если было интересно.
#формула 1 #гонки #гран при канады #себастьян феттель #кими райкконен #нико росберг #нико хюлькенберг #ромен грожан #ландо норрис #серхио перес