Многие знают трилогию легендарных игр S.T.A.L.K.E.R. Припять там, бандиты, водка "Казаки", анекдоты... Короче, что-то родное, греющее душу. Атмосфера прям такая, какой и должна быть в постсоветском апокалипсисе, такая, какую собственно все и ждали. Но, к сожалению (а может и к счастью), в этой игрушке, как и во многих других, очень много условностей. Об одной из таковых мы сейчас и поговорим, а именно - о медицине.
Статья построена таким образом, что более интересные и необычные препараты расположены ниже, поэтому советую прочитать материал до конца.
Аптечки
Начнём, конечно же, именно с аптечек. Их в игре всего три вида: обычная, армейская и научная. Все они, естественно, различаются по характеристикам, однако по сути дают ГГ одни и те же эффекты: восстановление здоровья и заживление ран. Научная аптечка также снижает уровень радиационного загрязнения организма, но этот момент мы пока что трогать не будем, вернёмся к нему немного позже.
- Эффект восстановления здоровья заключается в том, что у игрока просто постепенно начинает заполняться полоска здоровья, пока не дойдёт до значения в 100% или же пока не закончится действие аптечки. Такой приём применяется в большинстве игр и обычно используется, чтобы игра не была слишком хардкорной, поэтому - вполне допустимо.
- Эффект заживления ран заключается в остановке кровотечения у героя, которое постепенно отнимает его здоровье. Ну, то есть, если восстановление здоровья повышало шкалу, то заживление ран препятствует проявлению обратного эффекта - её понижению. Таким же эффектом обладает и обычный бинт в игре.
Интересный факт: аптечка из игры Сталкер имеет реальный аналог, который использовался в Советском Союзе - набор АИ-2. Об этом я поведую в одной из следующих статей, иначе мой рассказ сильно затянется.
Другие препараты
С аптечками вроде как всё понятно, отличий от многих других игр практически нет, а вот от реальной жизни - достаточно. Но время переходить к более интересным лекарствам в игре:
"Барвинок"
Эффект у препарата такой же, как и у аптечки с бинтом. Но меня заинтересовало описание, в котором упоминается другое наименование - "Викасол". Погуглим:
Викасол применяют с лечебной целью при патологических состояниях, сопровождающихся гипопротромбинемией и кровоточивостью, в том числе при желтухах в случае задержки поступления желчи в кишечник, острых гепатитах, паренхиматозах и капиллярных кровотечениях, после ранения или хирургического вмешательства, кровотечениях.
Смотрите-ка, а игра нас не обманывает, и это очень хорошо! Ладно, тут претензий у меня нет, переходим дальше.
Радиопротектор и противорадиационный препарат
Таакс. Вот тут уже должно быть интереснее.
Собственно говоря, лекарственная защита от радиации - сама по себе спорная тема. Но обратимся же к описанию первого препарата. Здесь у нас фигурирует название - "Индралин-Б190". Снова просим помощи у поисковика:
Б-190 – средство экстренной медицинской помощи для снижения тяжести последствий внешнего радиационного воздействия. Применяется в чрезвычайных условиях и аварийных ситуациях при прогнозировании доз облучения, вызывающих развитие острой лучевой болезни.
Б-190 обеспечивает сохранение жизни в 90% случаев при получении абсолютно смертельной дозы облучения. На сегодняшний день он является самым эффективным радиопротектором в мире.
Да ладно... Нас что, опять не обманули? Ну да, описание в игре приблизительно соответсвует реальному. Действие препарата, конечно, будет длиться не 60 секунд, как показано в игре, да и побочки наверняка будут... Но не стоит зацикливаться на таких мелочах, это всего лишь компьютерная игра.
Многие любят называть его "антирад", но нас в данный момент интересует название из описания - "Мексамин".
Результаты поиска в гугле соответствуют тому, что дают нам в игре: препарат с подобным названием действительно существует, обладает такими же свойствами и применяется как раз для снижения воздействия радиации на организм. Однако то, как он реализован в нашей игрушке - оставляет желать лучшего...
Даже само воздействие облучения в сталкере исполнено не очень-то реалистично: находишься в зоне повышенного фона - накапливаешь его в себе (что уже странно), накопил достаточно много - начинаешь постепенно терять здоровье, как будто от кровотечения, заюзал антирад - радиация вывелась из организма (перестал терять здоровье). Соответствие реальности - его просто нет. Понятное дело, что разработчики без особых проблем могли усложнить всю эту систему, сделать её более правдоподобной. Однако здесь работает тот же принцип, что и с аптечками - чем реалистичнее, тем хардкорнее, поэтому никто и не стал всё усложнять. Хотя, на мой взгляд, стоило бы. Радиация всё-таки - неотъемлемая часть Зоны Отчуждения, один из главных факторов опасности, а значит, в игре он должен быть показан натуральнее.
Пси-блокада
Ну, здесь уже пошла в ход чистая фантазия разработчиков))
Дело в том, что в игре есть не только радиоактивное излучение. Поле повышенной пси-активности - так в сталкере называется любая территория, на которой присутствует некое пси-излучение, способное искажать сознание героя, разрушать его психическое состояние и, в общем-то, превращать в зомбированного. По крайней мере описание у этого явления именно такое, а на деле же - попадаешь в пси-поле, начинаешь медленно терять здоровье (ну и плюс эффектики всякие появляются в виде посиневшего экрана и т.д.). Препарат же свою очередь позволяет в течение определённого времени находиться в таком поле без каких-либо последствий. Короче, реальностью тут и не пахнет, но в принципе и не должно. Поэтому идём дальше:
Анабиотик
Данный препарат, также как и пси-блокада, к реальной жизни никакого отношения иметь не может. Применяя его во время игры, ГГ тут же падает и уходит в отключку, что и соответствует названию препарата. Зачем его использовать? Дело в том, что в игре есть штука, которая называется выброс. Случается он обычно раз в несколько игровых дней и заключается в резком всплеске радиации и пси-активности, который продолжается 2-3 минуты. В такой момент необходимо найти хорошее укрытие в виде различных строений или бункеров и просто там переждать. Если попытаться пережить выброс на улице, используя аптечки, антирады и всё остальное - то игра всё равно убьёт персонажа, просто это будет происходить немного медленнее. Однако "волшебный" препарат анабиотик (довольно редкий предмет) позволит не только пережить выброс, но и хорошенько выспаться!
Кстати говоря, тетрадотоксин, о котором говорится в описании анабиотика, является сильнейшим ядом нейропаралитического действия. И если достичь при помощи его применения состояния полного паралича (опять же читаем описание), то шансы выжить приблизительно приравниваются к нулю.
Напиток "Геркулес"
На очереди у нас остался последний интересный препарат. Именно с его помощью можно бегать с 15-ю автоматами наперевес и не уставать, именно с его помощью можно таскать с собой весь боезапас Ватикана. Короче, ещё аналогии можете сами придумать.
Описание препарата гласит, что "Геркулес" - искусственный стероид, схожий по структуре с тестостероном. И, по мнению разработчиков, воздействие подобного стероида приблизительно равносильно увеличению мышечного тонуса в несколько раз, причём на продолжительное время. Мало того, что игра в принципе позволяет переносить с собой до 50 килограммов, так ещё и при использовании этого чудодейственного напитка переносимый вес вообще увеличивается до 70. Поразительно!
В общем, как по мне, этот препарат можно смело назвать самым весёлым из списка xD, ибо реальности он никак не соответствует, но при этом ссылается на известный всем тестостерон.
Делаем выводы
В этой статье я рассмотрел все медицинские препараты, которые можно использовать в трилогии игр S.T.A.L.K.E.R. Большинство из них, как можно заметить, реальности не соответствует от слова совсем. Но это во многом оправдывается тем, что в игре вообще много несуществующих явлений. Игра не претендует на реалистичность и научность, да и написана она на основе фантастического романа братьев Стругацких "Пикник на обочине". Поэтому ей простительно.