Найти в Дзене
Научная экономика

АНАЛИЗ РЫНКА ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ

В статье обозначены ключевые факторы, оказывающие влияние на себестоимость продукции и ценообразование. Проведен анализ мирового рынка электромобилей, обозначены крупные производители и их решения по созданию экономически эффективных высокотехнологичных производств. Также обозначены элементы, оказывающие существенное влияние на себестоимость электромобиля с описанием их технических характеристик.

В статье обозначены ключевые факторы, оказывающие влияние на себестоимость продукции и ценообразование. Проведен анализ мирового рынка электромобилей, обозначены крупные производители и их решения по созданию экономически эффективных высокотехнологичных производств. Также обозначены элементы, оказывающие существенное влияние на себестоимость электромобиля с описанием их технических характеристик. На основе рассмотренных данных сформулирована гипотеза, описывающая способ, позволяющий сократить себестоимость электромобиля.

The article identifies the key factors that influence the production cost and the price setting. We analysed the world market of the electric vehicles and defined the major manufacturers and their solutions to creating cost-effective high-tech industries. We also specified elements which impact on the production cost of the electric vehicle with the description of their technical characteristics. Based on the reviewed data, a hypothesis has been formulated, that describes a method to reduce the cost of an electric vehicle.

Ключевые слова: ценообразование, издержки, производство, электромобили, аккумуляторы

Keywords: price setting, costs, industry, electric vehicles, batteries

Экономика предприятия – система знаний, связанных с процессом разработки и принятия решений в ходе деятельности предприятия. Ключевым этапом, оказывающим влияние на деятельность предприятия, является калькулирование себестоимости продукции с учетом прямых и косвенных затрат, понимание которых дает возможность перейти к ценообразованию. Ценообразование – процесс определения окончательной цены на продукт или услугу в зависимости от ее себестоимости, конкуренции, соотношения спроса и предложения и других факторов. На ценообразование продукта оказывает наибольшее влияние несколько факторов:

–себестоимость производства одной единицы продукции;

–логистические издержки по доставке единицы продукции до потребителя;

–налоги, пошлины, иные выплаты.

Производитель оказывает влияние на себестоимость производства при помощи регулирования постоянных и переменных издержек. Постоянные издержки – это расходы предприятия, которые остаются неизменными и не зависят от объема и структуры производства и реализации продукции. Переменные издержки – это расходы предприятия, которые зависят от объема и структуры производства и реализации продукции.

К постоянным и переменным издержкам, оказывающим наибольшее влияние на себестоимость производства продукта, относят:

–расходы на покупку или аренду земли, зданий или оборудования;

–расходы на оплату труда;

–расходы на сырье и энергоресурсы для производства единицы продукции;

–логистические издержки;

–налоговые, страховые, таможенные и иные отчисления;

–маркетинговые издержки.

Снижение данных издержек приводит к снижению себестоимости продукта, что в свою очередь не только повышает прибыль предприятия, но и увеличивает спрос на продукт.

По итогам 2018 г. рост рынка электромобилей и гибридов составил 64%, а количество проданных машин превысило отметку в 2 млн., при этом на рынке определились 3 лидера по количеству проданных автомобилей [1]:

–Компания Tesla, с моделями Tesla Model 3, Vjdel S и Model X;

–Компания BAIC Group, с моделью BAIC EC-Series;

–Компания Nissan Motor Co., Ltd., с моделью Nissan Leaf.

Рис 1. Количество проданных электромобилей за 2018 г. [1]

Tesla Model 3 производится на трех заводах в мире американской ком-панией Tesla, основанной в 2003 г. Два расположены в США: Gigafactory 1 в Неваде и Gigafactory 2 в Буфало, и один в Китае – Gigafactory 3 в Шанхае, строительство Gagafactory 4 в Германии начнется в 2020 г.

Производитель поставляет три комплектации автомобиля. [2]

Таблица 1. Характеристики автомобилей Tesla [3]

Модель Цена Комплектация Дальность Скорость

Standard

Range Plus 39.490$ Один мотор 402 км 225 км/ч

Long Range 48.490$ Два мотора 518 км 233 км/ч

Performance 56.990$ Два мотора 499 км 261 км/ч

Цена указа без потенциальных налоговых и других вычетов. Также в мо-делях Long Range и присутствует возможность смены цвета автомобиля и салона и установка аэродинамических дисков за дополнительные 1000$ - 4500$. Можно приобрести функцию полного автопилота за 7000$. [3]

BAIC EC-Series производится в Китае китайской государственной ком-панией BAIC Group основанной в 1958 г.

Производитель поставляет пять комплектации автомобиля. [4]

Таблица 2. Характеристики автомобилей BAIC Group [5]

Модель Цена Комплектация Дальность Скорость

EC-Series 7.940$ Мотор 30 кВт 206 км 100 км/ч

EC-Series 8.500$ Мотор 36 кВт 171 км 100 км/ч

EC-Series 8.790$ Мотор 36 кВт 171 км 100 км/ч

EC-Series 17.340$ Мотор 45 кВт 261 км 120 км/ч

EC-Series 18.200$ Мотор 45 кВт 261 км 120 км/ч

Nissan Leaf производится на трех заводах в мире японской компанией Nissan Motor Co., Ltd., основанной в 1933 г. Первый расположен в Японии г. Оппама, второй в США в г. Смирна, а третий в Великобритании в
г. Сандерленд.

Производитель поставляет две комплектации автомобиля [6].

Таблица 3. Характеристики автомобилей Nissan [7]

Модель Цена Комплектация Дальность Скорость

Leaf ZE1 36.100$ Мотор 110 кВТ 322 км 144 км/ч

Leaf ZE1 41.350$ Мотор 160 кВТ 458 км 156 км/ч

На основе данных полученных в процессе исследования рынка электромобилей произведем анализ экономической эффективности производства Tesla Model3, BAIC EC-Series и Nissan Leaf ZE1.

Основные издержки, которые сейчас терпит Tasla, связаны с расширением производства, строительством завода в Китае, серийное производство на котором началось в ноябре 2019 г. и строительством завода в Германии 2020 г. Тем не менее, в долгосрочной перспективе это позволит сократить логистические издержки и расходы на оплату труда, т.к. средняя заработная плата инженера в США по данным на 2018 г. составляет 99.230$ в год [8] по сравнению с 10.470$ в Китае [9]. Кроме того в августе 2018 г. Tesla начала установку солнечных панелей на Gagafactory 1, что позволило сократить расходы на энергоресурсы. [2] В сравнении с лидером рынка BAIC Group находится в менее выгодном положении, т.к. их производство расположено лишь на территории Китая и ориентировано на бюджетный сегмент они терпят большие логистические издержки, поэтому им труднее войти на рынки других стран. К тому же они терпят существенные маркетинговые издержки необходимые для повышения спроса на их продукцию в отличие от Tesla, спрос на продукцию которой растет быстрее, чем производственные мощности, в связи с этим формируются большие очереди из предзаказов [4].

Компания Nissan находится в более выгодном положении чем BAIC Group, т.к. имеет производства в Японии, США и Великобритании, но все же терпит большие расходы на заработные платы, чем Tesla, т.к. средняя заработная плата инженера в Японии и Великобритании по данным на 2018 год составляет 49.850$ [10] и 42.434$ [11] соответственно. Кроме того они вынуждены тратить больше средств на продвижение своего продукта на рынок, чем BAIC Group, т.к. Nissan имеет больший объем рынка и ориентирован на средний ценовой сегмент. [6]

Анализ экономики производства подтвердил лидерство Tesla на рынке электромобилей, теперь рассмотрим технологическую составляющую. До 50% себестоимости автомобиля составляет тяговый аккумулятор, поэтому изменение стоимости его производства оказывает существенное влияние на стоимость, как следствие на доступность автомобиля для потребителя. Существует две технологии производства аккумуляторов для электромобилей. Одна заключается в формировании свертка в форме пальчиковой батарейки последующим соединением пальчиковых батареек в ячеистых сегментах, из которых и формирует батарея, ее использует Tesla. Другой заключается в формировании свертка в форме «пакета», из которых в дальнейшем формируется аккумулятор, ее используют BAIC Group и Nissan.

На момент создания первого серийного автомобиля Tesla пальчиковые батарейки не имели альтернативы, т.к. имели максимальную емкость при минимальном весе, малые габариты и за счет ячеистых сегментов могли принимать необходимую форму. Но с 2015 г. технология производства «пакетов» претерпела существенные изменения, появилось охлаждение позволяющее поддерживать баланс температур элементов внутри и снаружи пакета, что позволило уменьшить деградацию батареи, также уменьшились их габариты и способы компоновки внутри автомобиля. На данный момент «пакеты» лучше пальчиковых батареек в соотношении емкость батареи к весу, но т.к. производители электромобилей на «пакетах» используют батареи меньшей емкости по отношению к аккумуляторам, используемым Tesla, деградация элементов батареи выше, потому что требуется больше циклов зарядки для преодоления равного расстояния.

По итогам проведенного анализа можно сделать вывод. Tesla может увеличить экономическую эффективность производства электромобилей, если будет использовать аккумуляторы из «пакетов» емкостью, равной емкости аккумуляторов из пальчиковых батарей.

Источники:

1. Статистика продаж электромобилей и подзаряжаемых гибридов в 2018 году (в США и по всему миру). – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/ ru/post/440158/ (Statistics of sales of electric cars and rechargeable hybrids in 2018 (in US and around the world). – [Electronic resource]. – URL: https://habr.com/ru/ post/440158/)

2. Tesla. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Tesla (Tesla. – [Electronic resource]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /Tesla)

3. Tesla Model 3. – [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https:// www.tesla.com/ model3/design#battery (Tesla Model 3. – [Electronic resource] – URL: https://www. tesla.com/model3/design#battery)

4. BAIC Group. – [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https:// ru.wikipedia.org/wiki/ BAIC_Group (BAIC Group. – [Electronic resource] – URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/BAIC_Group)

5. BAIC EC Series: Технические характеристики, цены и комплектации в Китае. – [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://www.chinamobil.ru/ baic/ec180/?view=props (BA EC Series: Specifications, prices and complete sets in China.– [Electronic resource] – URL: https://www.chinamobil.ru/baic/ ec180/?view=props)

6. Nissan LEAF. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https:// ru.wikipedia.org/wiki/ Nissan_LEAF (Nissan LEAF. – [Electronic resource]. – URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Nissan_LEAF)

7. Ниссан Лиф технические характеристики, комплектации и цены. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.drom.ru/catalog/nissan/ leaf/ (Nissan LEAF specifications, equipment and prices. – [Electronic resource]. – URL: https://www.drom.ru/catalog/nissan/leaf/)

8. May 2018 National Occupational Employment and Wage Estimates United States.– [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.bls.gov/oes/ current/oes_nat. htm (May 2018 National Occupational Employment and Wage Estimates United States. – [Electronic resource]. – URL: https://www.bls.gov/ oes/current/oes_nat.htm)

9. China Statistical Yearbook 2018. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https:// www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2018/indexeh.htm (China Statistical Yearbook 2018. – [Electronic resource]. – URL: https://www.stats.gov.cn/tjsj/ ndsj/2018/indexeh.htm)

10. Labour Statistics. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https:// www.mhlw.go.jp/ english/database/db-l/index.html (Labour Statistics. – [Electronic resource]. – URL: https://www.mhlw.go.jp/english/database/db-l/index.html)

11. Employee earnings in the UK: 2019. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:https://www.ons.gov.uk/employmentandlabourmarket/peopleinwork/ earningsandworkinghours/bulletins/annualsurveyofhoursandearnings/2019 (Employee earnings in the UK: 2019. – [Electronic resource]. – URL: https://www.ons.gov.uk/employmentandlabourmarket/peopleinwork/earningsandworkinghours/ bulletins/annualsurveyofhoursandearnings/2019)

-2