Найти тему

Является ли убыточным жанр пеплум?

Русскоязычный постер фильма «300 спартанцев: Расцвет империи» (англ. 300: Rise of an Empire), 2014, США. “Смерти вопреки” пеплум снова оказался жизнеспособным.
Русскоязычный постер фильма «300 спартанцев: Расцвет империи» (англ. 300: Rise of an Empire), 2014, США. “Смерти вопреки” пеплум снова оказался жизнеспособным.

Искусство, Экономика, Новости

Бытует расхожее мнение о том, что фильмы в жанре пеплум являются по больше части непопулярными, а потому, убыточными для ведущих кинокомпаний.

Википедия следующим образом определяет термин “пеплум”:

“Пе́плум (от др.-греч. πέπλος, πέπλον − платье, одежда, лат. peplum; англ. sword & sandal«меч и сандалия», нем. Sandalenfilm) − жанр исторического кино, для которого характерны следующие признаки:

· использование античных или библейских сюжетов;

· больша́я продолжительность фильма (зачастую более двух часов);

· масштабность: батальные сцены, обилие общих планов панорамного типа и огромное количество массовки”.

//www.ru.wikipedia.org/wiki/Пеплум_(жанр)

В начале фильмы в жанре пеплум снимали в Италии, а позднее таких фильмов стали больше снимать в США или проекты стали международными. Несмотря на то, что пеплум берёт за основу культурообразующие для так называемой Западной цивилизации темы, целый ряд данных фильмов имел низкие кассовые сборы.

Настоящим прорывом стал фильм «Гладиатор» (англ. Gladiator), 2000 г., имеющий статус международного проекта (США, Великобритания), который имел высокую степень прибыльности и оказал существенное влияние на книгоиздание, индустрию компьютерных и настольных игр. Многие полагают, что после этого жанр пеплум опять пришёл в упадок, на 20 долгих лет, однако это является заблуждением. Киностудии пошли по другому пути − они стали изначально выпускать фильмы как сериалы для кабельного телевидения, а потом продавать права на трансляцию крупнейшим Интернет провайдерам. Кинотеатрам отвели вторичную роль. Например, высокий уровень популярности завоевал телесериал «Спартак» (англ. Spartacus), США, 2010-2013 гг., состоящий из нескольких сезонов. Киностудии экспериментируют. Например, совмещение заведомой популярности одновременно среди армии поклонников комиксов и у любителей истории дало создателям фильма «300 спартанцев» (англ. 300), США, 2007 неожиданную сверхприбыль. Потрачено на фильм было $ 65 млн, а сборы составили $ 456 068 181. Для подогрева интереса телезрителей к фильму киностудия, например, сделала греческих воинов более харизматичными, превратив их в подобие бодибилдеров, а гвардии персов − бессмертным придала обезображенные лица, закрытые масками. Ни того, ни другого в действительности история не зафиксировала. Фильм «300 спартанцев: Расцвет империи» (англ. 300: Rise of an Empire), 2014, США снова дал крупную прибыль: $ 110 млн. было потрачено, сборы составили $ 337 580 051. На фильм «Ной» (англ. Noah), 2014, США израсходовано 125 млн долл., а сборы составили 362 637 473 $. Для увеличения интереса телезрителей создатели фильма, например, совместили канонический рассказ о Ное с апокрифическими и даже добавили элементы художественного вымысла в виде усыпления животных Ноем в Ковчеге дымом разжигаемых трав, атаки каинитов на Ковчег, сражения их с раскаявшимися падшими ангелами. Фильм «Исход: Цари и боги» (англ. Exodus: Gods and Kings), 2014, США, Великобритания, Испания обошёлся в 140 млн долл. США, а сборы составили 268 175 631 $. Проект более чем окупился. Фильм «Исход: Цари и боги» выиграл своеобразное соревнование с другим фильмом «Седьмой сын» (англ. Seventh Son), 2014, США, Великобритания, Канада, КНР, который шёл одновременно с ним. «Седьмой сын» был снят по мотивам популярного романа британца Дж. Дилейни «Ученик Ведьмака» (ориг. англ. The Spook's Apprentice, амер. англ The Last Apprentice: Revenge of the Witch) − первого из серии «The Wardstone Chronicles». Потрачено на фильм было 95 млн $, кассовые сборы составили 114 178 613 $. Фильм о библейском персонаже символически соревновался с фильмом о средневековом английском колдуне. О популярности нового сериала "Варвары" (нем. Barbaren), ФРГ, 2020 г. нужно сказать следующее. Как отмечается в немецкой прессе, первый сезон “Варваров” посмотрело более 37 млн телезрителей (см. Deutsche Serie „Barbaren“ stellt Netflix-Rekord auf. In: donaukurier.de/dpa. 20. November 2020, abgerufen am 21. November 2020.

//www.donaukurier.de/nachrichten/kultur/Medien-Internet-Fernsehen-Leute-Streaming-Barbaren-Netflix-Deutschland-International-Deutsche-Serie-Barbaren-stellt-Netflix-Rekord-auf;art598,4716504 ).

//www.de.wikipedia.org/wiki/Barbaren_(Fernsehserie) ). Эти просмотри были на территории ФРГ, поэтому популярность сериала может ещё возрасти за счёт других стран. В испанской прессе отмечается, что академический отклик на картину был в большинстве своём положительным, хотя исторические огрехи в сценарии подверглись критике (см. "Desmontando a los 'Bárbaros' de Netflix: una 'barbaridad' histórica tremendamente entretenida" (in Spanish). El Confidencial. November 7, 2020. Retrieved November 7, 2020

//www.elconfidencial.com/television/series-tv/2020-11-07/serie-barbaros-netflix-analisis-rigor-historico-imperio-romano_2819367/ ).

Из всего это возможно сделать вывод о том, что рентабельность проекта зависит от целого ряда факторов. Например, кинокомедия может быть убыточной, а может принести высокую прибыль. Тоже самое касается жанра пеплум, что показано на нескольких примерах. Заведомо убыточных жанров в киноиндустрии не так уж и много, если вообще таковые существуют. Есть сложные к подаче темы. Чтобы больше заинтересовать телезрителя, создатели фильмов нередко добавляют авторский вымысел в классические сюжеты.

© 2020, пер. с англ. М.М. Малина