Необычная ситуация сложилась в сфере кредитования. Если раньше неплательщики жаловались на сомнительные, граничащие с криминалом методы работы кредитных организаций, то сейчас самим коллекторам впору жаловаться на должников.
Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева отметила, что за время пандемии количество жалоб от заемщиков увеличилось на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Среди обращений много необоснованных жалоб, когда должники воспринимают корректные напоминания о необходимости расплатиться по долгам как угрозу. Многие почему-то считают, что закон о защите прав физлиц при возврате просроченной задолженности разрешает не возвращать взятые на время деньги.
А вот количество на откровенное выбивание долгов год от года не меняется и составляет примерно 5-7% от общего количества жалоб. В основном люди жалуются на традиционные и крайне неприятные методы работы коллекторов: угрозы в адрес должников и их родственников, порча имущества, преследование в социальных сетях
Методы коллекторов, конечно же, никто не оправдывает, но справедливости ради нужно отметить, что заемщики могут спрогнозировать неприятные последствия еще до подписания кредитного договора. Ведь к таким полукриминальным способам прибегают, как правило, нелегальные кредиторы.
«Наша правозащитная практика показывает, что граждане обращаются за помощью только тогда, когда обращение к нелегальному кредитору перестает удовлетворять потребностям и начинает доставлять проблемы. А до этого момента никому и в голову не приходит проверить наличие кредитора в реестре и законных оснований на проведение деятельности по выдаче займов», - отметила Лазарева.