Бывают такие случаи, когда изобретение, сделанное для того, чтобы облегчить труд людей, превращается в бедствие под действием идиотизма и злоупотреблений. Ровно такая участь постигла так называемый «противогололёдный реагент».
Изначальное назначение его понять нетрудно. Достаточно вспомнить адское орудия дворников нашего времени – лом с приваренным на нижнем конце лезвием топора, использовавшийся для скалывания наледей. Эта хрень была, прежде всего, тяжелой. От неё мёрзли руки, даже в рукавицах, и она повреждала асфальт под наледью, ведь бить приходилось сильно, особенно в мороз.
Конечно, возможность посыпать наледь солью, которая «подточит» её и размягчит, должна была сильно облегчить уборку снега. Но «облегчить» - не значит «заменить». Только беда в том, что вся наша система устроена совершенно бесконтрольно, обратная связь (по крайней мере, реальная) в ней отсутствует. Как результат, возникают всяческие бюрократические фиговины, бесконечные «нормативы использования» и тому подобная хрень. При этом, одно из самых характерных свойств этой бюрократии состоит в том, что всё заказанное должно быть по любому израсходовано, в противном случае на следующий год дадут меньше. Это свойство нашего снабжения ещё с совковых времён известно каждому человеку, имевшему с этим снабжением дело.
Сочетание такого снабжения и полной бесконтрольности привело к тому, к чему и должно было привести. Теперь реагент заказывают мешками, объём каждого из которых приближаются к кубическому метру, и сыплют так, что бесснежные из-за погоды тротуары выглядят, как после снегопада, только вместо снега лежит реагент. Дворники упрощают жизнь себе, сведя всю работу в рассыпании реагента лопатой. Что же происходит с нами?
У жителей города возникает сразу несколько проблем.
Первая – обувь и одежда. Надо ли говорить, что обувь стала «лететь» заметно быстрее, чем раньше? Кожа трескается быстрее, несмотря на уход. То же самое можно сказать и о брюках.
Вторая – автомобили и велосипеды. Ржавчина и соль. Страдает и автомобильное железо, и велосипедное. Некоторые ребята, ездящие круглый год, покупают на зиму отдельную трансмиссию, подешевле, так как за зиму она просто «убивается».
Третья проблема касается собачников – ожоги лапок, межпальцевые фурункулы, трещины, язвы. Мытьё лапок после прогулки помогает, но не очень.
Четвёртая проблема – засоление почвы. Сейчас почву на газонах в городе меняют сплошь и рядом, это немного помогает. Но со временем, боюсь, перестанет, да и постоянная замена почвы на газоне чуть ли не каждый год – тоже не путь. Кроме того, не стоит забывать, что соль не остаётся исключительно в верхнем слое почвы толщиной 10-15 сантиметров, который меняют раз за разом мэрские гастарбайтеры. На то, чтобы просолить газон на приличную глубину, потребуется время, но по достижении результата мы получим почву, на которой деревья и кустарники не будут нормально расти – не смогут.
Итак, очевидный вред от злоупотребления реагентом есть для всех. Хотя, вопрос снова не в нём, а в том, как устроено руководство городом и его коммунальными службами. Проблема в том, что мнения специалистов не спрашивают либо не слушают, мировым опытом не интересуются. Всё решает так называемый мэр и его приближенные, как и в случаях с магазинами, киосками – да вообще с чем угодно. Решение принимается на уровне барского каприза.
Есть вариант использования песка, гранитной крошки в тех случаях, когда речь идёт о гололёде, а не толстой наледи, как это делается в других странах. Безусловно, нужен контроль, за работой дворников, который должен идти не сверху, а снизу.
Но проблема в том, что в рамках гиперцентрализованной московской системы мы снова и снова будем получать соль вместо снега, «подметальную» коммунальную технику, катающуюся вхолостую, ради выкатывания gps, и прочий бордюринг, движущийся по дурной бесконечности….
Тема "благоустройства" будет продолжена. Предыдущие публикации:
"засолка"