Найти тему
ActivityEdu

Через комиксы – к мастерству общения: советы педагога

Оглавление

«Школьники, создающие комиксы, не только привыкают отображать информацию в виде иллюстраций, но и тренируют навык разбивать свой рассказ на фрагменты, выстраивать логику повествования, обращать внимание на детали и эмоциональный фон описываемых ситуаций. Как результат − со временем большинство этих ребят становятся сильными и уверенными в себе ораторами», − утверждает Дэн Райдер, американский школьный учитель с 22-летним стажем, методист, лауреат премии Фонда Горация Манна за выдающиеся успехи в преподавании. Опираясь на советы педагога, рассказываем, как научить детей создавать комиксы и с их помощью развивать навыки коммуникаций.

Все гениальное просто

Для начала приведем несколько советов по созданию комиксов, которые применимы в любой школе мира, с учениками любого возраста.

Дэн Райдер в одной из своих статей говорит, что для создания простых комиксов понадобятся только ручка и бумага. Уровень художественного мастерства учеников при этом не имеет никакого значения. Для первых комикс-историй можно использовать шесть простых элементов: прямоугольник, треугольник, овал, линии, волны и точки.

Когда я создаю комиксы перед классом, мои персонажи почти всегда представляют собой овал, расположенный на вершине треугольника. Иногда у героев есть черты лица, иногда нет. Моя цель − показать ученикам, что им не обязательно быть великими художниками, чтобы создавать комиксы,− рассказывает американский учитель.

Педагог советует начать с коротких историй, которые можно придумать вместе с детьми и потом изобразить на 3-4 слайдах, предварительно обсудив, какими геометрическими фигурами будут переданы персонажи, и сформулировав короткие фразы для их реплик:

Покажите, что в комиксе простыми фигурами можно изобразить все что угодно. Важно помнить главный принцип: один фрагмент истории – один рисованный слайд на бумаге.

На этапе знакомства с техникой создания комиксов главное, чтобы школьники научились не только передавать свои мысли с помощью символов, но и выстраивать логику своего повествования, следя за его последовательностью и не упуская важные детали.

Когда основные правила усвоены и первые совместные комиксы созданы, перед учителем открываются большие возможности разнообразить урок, развивать творческие способности и коммуникативные навыки учеников и укреплять их уверенность в себе. Приведем лишь некоторые типы заданий, рекомендованные Дэном Райдером.

Учим эмпатии

Предложите детям создать комикс из четырех-шести фрагментов и описать в нем не столько ход событий, сколько эмоции и чувства персонажей. Для этого каждый ученик должен взять у своего друга или у кого-то из членов семьи короткое интервью, в котором собеседник расскажет о ситуации, когда он испытывал, к примеру, разочарование, обиду, злость, счастье, благодарность или ликование. В список вопросов следует включить те, что впоследствии помогут описать эмоциональное состояние: «Как другие люди узнают, что вы разочарованы?», «Как вы выглядите, когда вы счастливы, рассержены, опустошены?».

Записанный рассказ ученик должен разделить на фрагменты, каждый из которых превратится в слайд комикса. Когда рисованная история будет готова, предложите ребенку показать ее рассказчику и поинтересоваться, насколько точно комикс отражает переживания и чувства.

Такая работа учит быть внимательным к деталям, воспитывает очень важное качество современного человека – эмпатию.

Учим передавать эмоции и мысли через знаки и символы

Для выполнения подобных заданий ученикам необходимо зарегистрироваться в одном из бесплатных онлайн-банков иконок, векторных изображений и слайдов типа flaticon.com. Предложите детям выбрать несколько иконок, лучше всего иллюстрирующих разные периоды их жизни. Затем попросите создать из этих иконок последовательный рассказ-автобиографию, не прибегая к использованию диалогов и реплик.

Если задание покажется детям сложным, попросите их сделать с помощью онлайн-редактора для создания презентаций серию слайдов только об одном эпизоде из жизни, воспоминание о котором вызывает у них самые сильные позитивные или негативные эмоции. Допускается добавлять к слайдам «облачка» с обозначением звуков и шумовых эффектов.

Предложите ученикам обменяться историями друг с другом и оценить, насколько точным получился рассказ в комиксе.

Это задание развивает фантазию, учит находить способы символически отображать мысли и чувства, а также помогает детям оценить эффективность общения на уровне символов и знаков.

Учим вникать в суть сказанного

Это задание, как и предыдущее, не подразумевает создание комикса как такового посредством рисования.

Подготовьте карточки с пословицами и крылатыми выражениями. Вырежьте из журналов подходящие по смыслу изображения людей, животных, предметов, а из листа бумаги − «облачка» со словами и целыми фразами, «солнечные лучи» или многоугольники со звуковыми эффектами.

Раздайте ученикам карточки и наборы нарезанных изображений и фигур с фразами и словами. Попросите 3-4 слайдами проиллюстрировать с их помощью идиомы на карточках, сфотографировать получившиеся слайды и сделать из них комикс в одной из онлайн-программ для создания презентаций.

Посмотрите получившиеся работы всем классом, акцентируя внимание на разнице между буквальным и переносным значениями слов в крылатых выражениях и пословицах. Еще нагляднее это станет, если карточки будут одинаковые, а наборы вырезанных изображений – разные.

От комиксов к мультипликации. Учим работать в команде

Предложите ученикам разделиться на группы, раздайте наборы кубиков Lego, фигурок животных, сказочных персонажей. Задача детей – создать историю (с героями и декорациями) и на ее основе подготовить сценарий.

Далее дети, работая в группах, должны сделать фотографии и объединить их в одной из компьютерных программ в единое слайд-шоу. Пусть школьники экспериментируют с ракурсами камеры, обсуждают декорации, вместе решают, какие фразы будут произносить персонажи. После создания последовательного слайд-шоу предложите ученикам дополнить комикс репликами, подписями, фигурами с обозначением звуковых эффектов.

Когда все комиксы будут готовы, устройте совместный просмотр историй и попросите оценить вклад каждого члена команды в общее дело. Также предложите дать короткие устные рецензии на работы других команд и оценить, удалось ли авторам сделать свой комикс логичным, понятным, ярким и эмоциональным.

В заключение

Все вышеперечисленные задания можно изменять в зависимости от возраста учеников, количества детей в классе, образовательных и воспитательных задач, которые стоят перед педагогом. Дэн Райдер всего лишь обозначает отправные точки для создания комиксов в рамках школьного обучения. Кроме того, все эти задания пригодны как для использования в классе, так и для работы на дистанте.

Когда делается упор на идеи и намерения, а не на искусство и композицию, создание комиксов способствует развитию уверенности школьников в собственном творческом потенциале и в конечном итоге их навыков общения,– подчеркивает педагог.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.