Найти тему
Виктор Бобров

Черногория мимоходом: порт Бар и черногорский недофлот

Продолжение рассказа о весенней Черногории 2019 года. Начало в постах про город-порт Тиват, поездку из Тивата в Бар, визит в крепость Стари-Бар и про атмосферу прибрежного Бара.

...Бар - это море, море - это Бар. Хоть с русскими мигрантами, хоть без них, этот город всегда был связан с Адриатическим морем и вообще с морским делом. Морские традиции были заложены здесь ещё в римскую эпоху, а продолжены в славянской Зете, в венецианскую эпоху, позднее в турецкую, а затем черногорскую, югославскую и снова черногорскую.

Сотни яхт и лодок пришвартованы на Барской пристани:

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Охота взять и отшвартовать ))

Фото автора
Фото автора

А вот этот корабль, видимо, своё уже отходил:

Фото автора
Фото автора

Котяра на дороге к маяку:

Фото автора
Фото автора

Народ гуляет. Кстати, всего в порту Бара - 8 молов (если кому интересно):

Фото автора
Фото автора

Тот же самый кот? Или уже другой?

Фото автора
Фото автора

Пёс в порту тоже есть (и явно не единственный):

Фото автора
Фото автора

Корабли ВМФ Черногории. Как раз в апреле 2019 года в связи с этими кораблями разыгрался крупный скандал - выяснилось, что моряки занимались контрабандой наркотиков. Наркоту хранили прямо в трюмах судов!

Фото автора
Фото автора

Во время существования социалистической Югославии главными базами флота были хорватские города Сплит, Пула, Риека, Шибеник и Дубровник. Там же и производилась большая часть кораблей, а часть закупалась в СССР и других странах.

В 1991-1992 годах, во время Югославских войн, при делёжке бывшего союзного ВМФ, Сербия и Черногория получили около 75% плавсостава флота - 30 крупных боевых и 2 учебных корабля, несколько танкеров, торпедных катеров, баркасов, буксиров. Оставшиеся 25% заполучили хорваты. Также в Сербии и Черногории оказалась подавляющая часть немногочисленной югославской морской пехоты (около 2 тысяч бойцов), которые были передислоцированы из хорватского Сплита в черногорский Котор.

Основными базами ВМФ Союзной Республики Югославия (СРЮ) стали черногорские Бар и Тиват, которые ранее использовались разве что для временных стоянок кораблей. Большинство тыловых и береговых частей разместились в местечке Кумбор, что возле черногорского города Херцег-Нови, недалеко от границы с Хорватией.

В 1990-е годы из-за наложенных на Югославию санкций начался процесс уничтожения флота - корабли нечем было заправлять и вооружать, не на что было ремонтировать. Однако же в ходе бомбардировок 1999 года ни один югославский корабль не был уничтожен силами НАТО.

После преобразования СРЮ в конфедеративную Сербию и Черногорию (2003 год) содержание флота целиком легло на плечи черногорского бюджета, который, естественно, никак не мог справиться с такой военной силой, и процесс разрушения флота ускорился.

В результате к настоящему времени флот гордой независимой Черногории насчитывает аж два патрульных корабля, плюс два ракетных корабля ремонтируются. Все остальные корабли - это плавучие краны, баркасы, моторные лодки, буксиры и прочая несерьёзная мелочёвка. Да и что может быть серьёзным, когда все вооружённые силы Черногории насчитывают менее 2 тысяч человек? Что и говорить, блок НАТО в 2017 году получил серьёзное усиление в лице бывшей югославской республики. По сути, военно-морской флот Черногории сейчас представляет из себя просто береговую охрану, которая ещё и насквозь коррумпирована (как, впрочем, и значительная часть властей страны).

Все черногорские корабли ВМФ теперь сосредоточены в Баре. Сюда же приходят с визитами натовские суда. Мой друг Алексей рассказывал, как в местных кафанах молодые чернокожие американские моряки пытались клеиться к 40-летним русским мигранткам, вызывая больше смеха, нежели серьёзных эмоций.

Морской вокзал Бара. Зашли с Лёхой внутрь...

Фото автора
Фото автора

В кассах узнали про паром до итальянского Бари - да, такой ходит, начинает курсировать с двадцатых чисел мая. Цена вопроса - 55 евро в одну сторону или 80 евро туда-обратно на открытой палубе либо же соответственно 102 и 150 евро в каюте. Обратный рейс идёт через неделю, то есть для путешествия по Италии это вполне сносный маршрут - что по цене, что по времени. Напомню, что всё это было до пандемии коронавируса, и какие там сейчас действуют правила и расписания, я не могу сказать точно.

Расстояние от Бара до Бари по прямой - всего 213 километров, а объезд по суше составляет почти 1700 километров - почти как от Екатеринбурга до Москвы. Кстати, на пароме можно переправить и свою машину.

Ну куда без традиционных сердечек? Кстати, в Баре оно не такое уж традиционное, выглядит вполне интересно.

Синий и зелёный - это цвета герба Бара. Фото автора
Синий и зелёный - это цвета герба Бара. Фото автора

Памятная доска в честь 38 французских моряков, погибших в феврале 1915 года в бухте Бара. Их корабль "Даг", стоявший на якоре, подорвался на австрийской мине.

Фото автора
Фото автора

Уже темнело, но время было вполне рабочее. Мы с Лёхой двинулись из порта в сторону дома, по пути заглядывая в магазины электроники - мне ведь по-прежнему нужно было купить зарядник для фотоаппарата. И, о чудо, в одном из таких магазинов всё-таки оказался в продаже универсальный зарядник для аккумуляторных батарей - что-то типа нашей "лягушки". Продавец (молодой парень) даже специально позвонил своему брату, чтобы узнать, как именно работает зарядник. Вроде бы оказалось подходящим, я заплатил 5 евро, и мы уже уверенно двинулись в сторону дома.

Когда уже совсем стемнело, зашли в местный маленький ларёк за выпечкой. По пути увидели красивое граффити местных фанатов "Партизана":

Фото автора
Фото автора

Ну вот и закончился мой первый и последний полный день в Баре. На следующий день нам предстояло уезжать: мне - в Белград, а Алексею - домой, в Россию. Но это было завтра...

Спасибо за внимание! Продолжение следует!