Нравится мне в новых местах знакомиться с территориальными изюминками. Причем совершенно неважно, мегаполис ли это или поселок. Монументальный, либо еле заметный объект. Главное, что он сохраняет память о чем-то или о ком-то значимом и дорогом для местных жителей.
Просматривала на днях случайный ролик о дорогом мне городе, в котором давненько не была. Узнавала знакомые места, удивлялась новостройкам и изменениям, купалась в воспоминаниях…
И вдруг, ахнула от неожиданности. Снегурочка! Вот это да. На том же самом месте.
Тысячи старожилов, не сговариваясь, называли ее именно так. Казалось бы, заурядная продавщица мороженого. Не космонавт какой, артист или политик. Полтора десятка лет из ее рук прохожие покупали сладкие брикеты. Всего-то.
Пожилая женщина с вечно загорелым лицом. А ну-ка, постой круглый год под ослепительными лучами летнего, зимнего солнца! Не в будочке или киоске, а вот так – тротуар, прилавок и всё. Даже не помню, чтобы у нее табуретка была.
Запомнилась согбенная фигура. Ярко нарисованные брови. Как-никак женщина, нравилось ей так.
С покупателями Снегурочка не сюсюкала и не заигрывала. Обслуживала приветливо, расторопно, но без суеты. Нравилось мне покупать у нее сладости.
Создавалось впечатление, что на своей точке она стоит ВСЕГДА. Торговала Снегурочка рядом с остановкой, напротив театра. Тут же находился парк. Еду, с утра пораньше, в агентство, взять билет на самолет – она на посту. Поздним вечером выходим со спектакля – тут как тут. Покидаем парк, который вот-вот закроют:
– Что-то мороженого хочется, может, Снегурочка еще не ушла? – замечает подружка.
– Она круглосуточно продает, наверное – рассуждает вторая.
И точно. Работает. В будни и праздники. В жару и мороз. Минус 33 на улице, а Снегурочка трудится. Стоит, плотно укутанная, ждет людей. И покупали! Да я сама первая и брала. Доктор прописал. Чтобы ангин избежать. Вот так и избежала.
Что в Благовещенске вкусное мороженое, горожан не надо было убеждать. Пломбир, сливочное, простенькая «Снежинка», в праздники «Ленинградское». Тогда не было круглосуточных магазинов и ларьков. Когда во внеурочное время хотелось побаловать своих гостей, вспоминали о Снегурочке. Ехали к ней из разных уголков города.
Зинаиде Дмитриевне Синициной, а именно так по документам звали нашу Снегурочку, работа заменила семью и свободное время.
Судьба оказалась не сахар. В юности жила в Белоруссии. Во время войны ушла в партизанский отряд.
Ей не повезло. Попала в лапы фашистов. У нее на глазах убили маленького сыночка. Но отважная женщина не показала дорогу в отряд.
Впоследствии, была награждена медалью «За боевые заслуги». Муж погиб. Никого из родни не осталось. В 50-е года Зинаида переехала на Дальний восток. Несколько лет работала санитаркой в Благовещенском роддоме. Затем продавцом мороженого.
Говорят, она не могла равнодушно смотреть, когда какой-нибудь малыш, пересчитывая монетки на ладошке, страдал. Не хватает на мороженко. Выручала. Угощала так.
Свидетели рассказывают, что Зинаида не раз переводила деньги детскому дому. Не афишировала, не хвасталась отзывчивостью и душевностью.
Прошли годы. Давно нет Зинаиды Дмитриевны. Воспитывают детей и внуков ее бывшие юные покупатели. Вероятно, кому-то женщина настолько запомнилась, что возникла идея создать памятник Снегурочке. И горожане откликнулись! Власти города не остались в стороне.
Как и прежде, стоит обычная продавщица мороженого на том же самом месте. Круглосуточно. А на прилавке, периодически, обнаруживают цветы в память о скромной труженице.
Бытует мнение, что хороший человек – не профессия. Но когда ответственно и самоотверженно выполняет свою работу замечательная личность – это здорово.
Возможно, кто-то заметит, что всё написанное, чересчур сентиментально и несовременно. Пусть так.
Но, на мой взгляд, скромный памятник нашей Снегурочке – дополнительное подтверждение, что можно состояться, и быть полезным в любой профессии, если трудиться с душой.