Найти тему
Жизнь с детьми

Может ли потребитель защитить свои права при отсутствии кассового чека на товар?

Самым главным документом, подтверждающим факт покупки вещи, является кассовый чек. И именно его в первую очередь требует изготовитель, продавец, уполномоченная организация или ИП при предъявлении потребителем претензии относительно качества товара.

Что такое кассовый чек?

В соответствии со ст. 1.1 ФЗ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", кассовый чек - первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В чем заключается обязанность продавца по выдаче чека?

-2

Согласно п. 1.2 ФЗ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", при осуществлении расчета пользователь ( организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов), обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты. При осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем, последние обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов.

Кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности.

Зачем продавец, изготовитель, уполномоченная организация или ИП просят предъявить кассовый чек в случае поступления от потребителя претензии относительно качества товара?

Цель предъявления покупателем при возникновении спора относительно качества товара кассового чека заключается в подтверждении 3 фактов: оплаты товара, наличие договора купли-продажи, факта приобретения товара у данного продавца.

Согласно ст. 493 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Как отсутствие кассового чека влияет на права потребителя?

-3

Согласно п. 5 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Согласно ст. 493 Гражданского кодекса РФ, отсутствие у покупателя документов, подтверждающих оплату товара, в частности кассового или товарного чека, не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Об этом же говорится и в п. 28 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55"Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".

Какие документы помимо кассового или товарного чека могут подтвердить оплату товара?

-4

В отсутствие кассового и товарного чека может быть предъявлены следующие документы:

- квитанция,

- квитанция к ПКО,

- товарная накладная с отметкой об оплате,

- любые документы, подтверждающие перевод денежных средств. Как указал Верховный суд РФ в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при дистанционных способах продажи товаров (заказа работ, услуг), когда используются средства удаленной связи (в частности, такие, как почта, Интернет, телефон), а оплата товара (работ, услуг) осуществляется потребителем посредством электронных или безналичных расчетов, в том числе с использованием банковских карт и (или) иных установленных законом средств платежа, включая электронные средства платежа, факт покупки может быть подтвержден выпиской с банковского счета об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций и т.п., а также иными документами, подтверждающими перевод денежных средств (например, подтверждением об исполнении распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств, выдаваемым клиенту оператором электронных денежных средств).

! Кроме того, факт осуществления оплаты может подтвердить контрольная лента, которая должна храниться у продавца в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее пяти лет (Письма УФНС России по г. Москве от 28.05.2010 N 17-15/056421, от 02.11.2005 N 22-12/80195).

!Роспотребнадзор разъяснил, как покупатель может подтвердить факт совершения покупки при отсутствии кассового чека в результате сбоя кассового оборудования.

-5

По Информации Роспотребнадзора от 20.12.2017 "О защите прав потребителей при сбое кассового оборудования": "При приобретении дорогостоящих товаров и техники, одежды и т.д. в случае сбоев работы технического оборудования, в том числе кассовой техники, потребителю рекомендуется запастись сведениями о свидетелях этой сделки, потребитель вправе произвести фото- или видеосъемку процесса покупки, чтобы воспользоваться этими данными при возврате товара. Возможно оформление дополнительных документов на бланках продавца (товарный чек, гарантийный талон, сервисные книжки) с указанием даты совершения покупки и по возможности ее цены"

Т.о., отсутствие кассового чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя относительно качества товара.

P.s. Если вам понравилась статья, не забывайте ставить лайки. Если у вас возникли вопросы по прочитанному, пишите их в комментариях. И подписывайтесь на мой канал. Впереди еще много нового и интересного!