Найти тему
Travellogia

Вечная мерзлота, места, которых нет на карте и зависимость от погоды — мои полгода жизни на полярном круге

Оглавление

Как я уже рассказывала в предыдущей статье про зарплаты на Ямале, полгода мы прожили в Салехарде. Это центр ЯНАО — Ямало-Ненецкого автономного округа. Находится Салехард как раз на Полярном круге.

Для нас эти полгода превратились в испытание отношений, характера и психики. Это вам не на песочке в Азии греться! Впечатлений было много, есть и хорошие воспоминания, есть и не очень.

1. Оказалось, что не все места на нашей планете находятся в доступных местах.

По пути в поселок Тазовский. Пришлось обходиться без Яндекс.Карт.
По пути в поселок Тазовский. Пришлось обходиться без Яндекс.Карт.

В некоторые отдаленные поселки ЯНАО приходится добираться на вертолете, либо по зимнику.

Транспорт у населения соответствующий:

В основном ездят на кроссоверах — много снега зимой, но есть и седаны. Именно на Салехарде я поняла, что меховая оплетка на руле авто — это не гламур, а необходимость; что в машину с заведенным двигателем не обязательно в течение 10-15 минут сядет человек, а свисающие прямо из окон многоэтажки удлинители с розетками — не для зарядки телефона, а возможность завести машину.

2. Жизнь сильно зависит от капризов природы.

Само название Салехард, кстати, переводится как «поселение на мысу». Расположение города сильно влияет на возможность передвижения.

Уже на месте оказалось, что попасть хоть куда-нибудь можно либо на самолете, либо через Лабытнанги, переправившись на противоположный берег реки на пароме. На нем перевозят людей и машины (многие ездят из Лабытнанги в Салехард на работу). Причем если сила ветра выше 20 м/с, переправа не работает. Соответственно, Салехард остается без поставок продуктов и товаров первой необходимости, а люди просто не могут попасть на работу.

3. Вечная мерзлота вносит свои коррективы в строительство.

Дома в Салехарде — на сваях. Поэтому все капитальные дома оборудованы огромными лестницами и пандусами. Дороги местами в огромных ямах и буграх — грунт оттаивает и проседает (листайте галерею - 3 фото).

Поэтому строительство дороги Салехард-Надым длиной 344 км затянулось на целых десять лет.

4. Абсурд во всей красе.

  • Казалось бы, в регионе, богатом на залежи газа, этот самый газ должен использоваться повсеместно. Например, в котельных. Но используется только дизель. На самом деле плотность населения очень мала, а строительство затратно, поэтому строить газовый путепровод не рентабельно. Население активно использует дизель и не любит аудиторов, которые норовят установить узлы учета, чтобы понять, куда этот самый дизель пропадает в огромных объемах. Дальше тему развивать не буду, и так всем все понятно.
  • Безумно вкусная тушенка из ямальской оленины производится ... в Кургане! То есть, мясо с Салехарда увозится в Курган, перерабатывается, в виде консервов снова привозится на Салехард. Ну ладно, главное, что вкусно и не дорого.

5. С красотой тундры не сравнится ничто.

Лето здесь настолько короткое, что природа просыпается и все расцветает буквально на глазах. Ни в одном лесу я не видела столько грибов и ягод на один квадратный метр.

Деревья здесь очень маленькие, березки тоненькие и высотой метра два.
Деревья здесь очень маленькие, березки тоненькие и высотой метра два.

Стоишь на пригорке, смотришь вдаль, а тундра просто бескрайняя, и взгляд не оторвать! Хочется идти и идти вперед, в какой-то момент забываешь обо всем и велик риск потеряться. Завораживает очень сильно! Наш коллега так заплутал однажды, хорошо, что места были более-менее знакомые.

Непривычное зрелище для жителей каменных джунглей — ни тебе высоток, ни вышек связи.
Непривычное зрелище для жителей каменных джунглей — ни тебе высоток, ни вышек связи.

Мне, как бывшему жителю Урала, было удивительно, что грибы, растущие в тундре, почти не пахнут, зато ягод таких, как в тундре, у нас нет (листайте вправо — много фото).

6. Многие так и живут без привычных нам благ цивилизации.

В некоторых поселках зимой замерзают реки и людям приходится топить снег или колоть лед, чтобы добыть воду. Среди местных народов много тех, кто всю жизнь живет в чумах и перегоняет стада оленей с пастбища на пастбище. Все имущество укладывается на длинные обозы и перевозится на новое место стоянки. И так круглый год.