Всемирный день домашних животных отмечается сегодня, 30 ноября. Домашние животные есть у многих: кошки, собаки, крысы. А вот Валентина Шнайдер вместе со своей необычной питомицей — обезьянкой — живёт в Мочище, в двухэтажном доме. Как экзотическая красавица оказалась в Сибири, и с какими трудностями придется столкнуться, в случае, если вы решитесь повторить подвиг Валентины Шнайдер?
Хозяйка расположилась на первом этаже, а Чуча-Лина – на втором. В супермаркет за покупками они ходят вместе, чем привлекают внимание общественности. Чуча-Лина выступает на детских праздниках и сама зарабатывает себе на бананы. Обезьянка, как настоящая сибирячка, носит теплые комбинезоны, любит сало, а порой не прочь выпить бокал вина. 4 января Чуча-Лина отметит свое 26-летие.
Много лет Валентина Сергеевна работала фотографом в цирке. Говорит, что тесное общение с цирковыми многому научило её: «Раньше я была замкнутая, закомплексованная, не знала, о чём говорить. У ковёрных научилась общаться, вести себя, разговаривать. Можно сказать, что я научилась у них жизни!»
— Фотографировала, к концу представления отдавала готовые фотографии. Тогда же появилась первая обезьянка в моей жизни: в цирк приходил парень Андрей Карпов со своей обезьянкой Мотей. С ней с удовольствием фотографировались и дети, и взрослые… Затем он женился, уехал… А я наткнулась на объявление: «Продаётся китайская обезьянка, макака-резус, 150 рублей». Было это в 1996 году. Так у меня появился Клёпа – мы с ним проработали в цирке ещё несколько лет. И вот однажды ко мне подходит старенькая бабушка и умоляет: «Купите у меня обезьянку».
Валентина принялась отказываться – обезьянка у неё уже есть, а сумму бабулька запросила серьёзную – 1000 долларов! Бабушка рассказала, что обезьянку привезла из Японии дочь, которая совсем недавно попала в автокатастрофу и погибла. Животное стало обузой, да к тому же с маленькой пенсии старушка не могла выкроить средства на её содержание.
— Она посмотрела так, что я не выдержала. Говорю – давайте после представления съездим к вам, посмотрим.
После представления Валентина вместе с Клёпой отправились в гости к старушке.
— Я увидела её, и у меня сжалось сердце. Крошечная, измождённая, с жёлтыми глазами и чёрными зубами обезьянка сидела в клеточке, отколупывала кусочки обоев со стены и… ела их. Тогда ей был всего годик и весила она один килограмм. Я молча достала деньги и забрала обезьяну. Мой Клёпа схватил её в охапку и прижал к себе. Приехали домой. Дома сын увидел это и в ужасе произнёс: «Мама, ты просто выбросила штуку баксов!»
Валентина же серьёзно настроилась выходить животное. А спустя некоторое время к ней приехал друг-дрессировщик из Красноярска и стал умолять продать ему Клёпу. Расставаться было жалко, но на съёмку к тому времени он уже не ходил, потому что начал кусаться и стал опасен для окружающих.
Клёпа уехал в Красноярск, а Валентина ещё долго тосковала по своему питомцу. До тех пор пока друг не позвонил ей и сказал: «Перестань по нему плакать! Он не хочет работать, он тебя ищет среди зрителей!»
— Так у меня осталась Чуча – японский шляпный макак свинохвостый лапундер. Я её выдрессировала – секреты подсмотрела в цирке, через три месяца её было уже не узнать: она набрала вес, приняла форму, обросла густой шерстью. Даже сын согласился, что теперь она стала хорошенькой.
К слову, имя Чуча обезьянке дали прежние владельцы, а вторую часть – Лина – добавила уже Валентина. У Чучи есть все необходимые документы, она чипирована и привита. Поэтому во все поездки они отправляются вместе – Чуча путешествует в детском кресле автомобиля. А ещё Чуча – модница. У неё всегда свежий маникюр, много одежды. На выступления и фотосессии она ходит в памперсах.
— Она всегда причёсана, я её мою, чищу ей зубы. Одета она всегда с иголочки – на съёмку, как на праздник. Сейчас она весит 9 кг!
Зимой Чуча-Лина по улице не гуляет. Лишь изредка выходит в тёплом комбинезоне, варежках, шапке: садится в снег и удивленно смотрит на него.
— Когда нас снимают по ТВ, в титрах подписывают: Шнайдер Валентина Сергеевна и Шнайдер Чуча-Лина Валентиновна.
Через какое-то время Валентина с Чучей ушли из цирка на вольные хлеба – стали ездить по выставкам и праздникам.
— Чуча ест всё: и яблоки, и гранаты, и апельсины. Может молочка попросить. Любит картошку – и сырую, и варёную. Хлеб с маслом любит, сало. Летом – на подножном корму. В огороде растёт все, и Чуча свободно гуляет там и рвёт всё, что ей нравится
Несмотря на возраст, мы с ней бегаем и скачем, выступаем на праздниках, у нас с ней есть программа цирковая: до пандемии ездили по садикам, по выставкам. А сейчас иногда приглашают на день рождения. Мы уходим – люди остаются довольными. Говорят: «Как вы нас порадовали!» А Чуча и вправду чудо! Она очень контактная, добрая.
Сейчас больше дома сидим, постарались сократить контакты.
— Чуча живёт на втором этаже. Когда прохладно, она сидит у батареи – греет ножки и ручки. Я прихожу, говорю: «Мама пришла, лялю принесла». Она спускается! Ещё у меня есть кошка – она её вынянчила. Она и теперь любит лежать на коленях у Чучи.
Но мир и гармония в семье царили не всегда. Валентина Сергеевна признаётся, что держать обезьяну в доме – невероятно сложно.
— У обезьян сложный характер. Если проявлять агрессию – она будет мстить. Если она захотела перекусить провод – она сделает это. Что мы с ней только не пережили. Открывает холодильник и вываливает всё! Заходишь – морозилка открыта, холодильник потёк. Достала варенье, что-то поела – остальное бросила. Все пакеты разорваны, крупа смешана с сахаром…
Сяду и плачу. А она выйдет – посмотрит и уйдёт. Но я всегда понимала, что всё это можно отмыть, убрать, купить, а такой обезьянки у меня больше не будет. Я привыкла к ней, она привыкла ко мне. У меня не раз предлагали её купить. Предлагали большие деньги. Но я не могу – она мне как родная, ребёнок мой. У меня сердце останавливается только от мысли, что мою обезьяну может взять человек и уйти с ней! Нам с ней век доживать…
Она ходит свободно, я не держу её в клетке. Ни в коем случае животное нельзя бить – у неё появляется чувство страха, она будет творить исподтишка. Терпение и любовь – главные союзники. Я её обнимаю, говорю, что люблю. А она обнимает меня за голову и целует.
Теперь приспособились, живём спокойно. Я уже знаю, куда она может залезть, что открыть – завязываю веревочками, к холодильнику подставляю стул. Теперь она не пакостит.
…Пятилетняя внучка Валентины мечтает стать цирковой принцессой и уже неплохо владеет реквизитом: у Чучи есть целый чемодан для выступлений.
Горсайт, Наталья Маланова, фото предоставлено Валентиной Шнайдер