Больше 40% времени в жизни мы проводим дома. Дом, в который хочется возвращаться, в котором можно восстановить силы, — важная составляющая гармоничной жизни.
Доказано, что люди, чьи дома правильно организованы, стабильнее эмоционально, показывают лучшую продуктивность в течение дня, а их внутреннее состояние гармоничнее.
Дом одинаково важен и для работающих мам и для тех, которые посвятили себя исключительно семье. Подходы к организации домашних дел для них будут разными, но существует общий «стартовый» набор рекомендаций, которые будут одинаковыми для всех.
Очень часто бывает, что в наших домах пылятся вещи, которые мы уже давно не используем. Причем это может быть не только одежда. Отсутствие привычки убирать за собой сразу обычно приводит к тому, что только на то, чтобы расставить все по своим местам, тратится полдня. Рецепт здесь один: избавляться от всего лишнего. Конечно, взять и выбросить, к примеру, старую одежду, которая «почти новая», — нелегко. Но вы ее не использовали годами. Отдавайте по чуть-чуть тем, кому она правду нужна, или выбрасывайте. Очень быстро заметите, что дома стало «легче дышать» и в шкафы все влезает.
Обилие вещей обнажает и другую проблему — неэффективность «зоны хранения». Джулия Моргенстерн, одна из ведущих американских экспертов по тайм-менеджменту, в своей книге «Самоорганизация по принципу «Изнутри наружу» доказывает, что правильная «зона хранения» реально качественно улучшает жизнь. Зона хранения не менее важна, чем зона отдыха и работы. В ней все должно умещаться и находиться на своих местах. Например, специи для готовки лучше поставить в шкаф рядом с плитой, чтобы не ходить за ними в дальний конец кухни. А все, что нужно для работы, хранить рядом с рабочим столом.
Ну и, конечно, никогда не стоит забывать о силе планирования. По статистике, 10 минут, затраченных на планирование, экономит час времени. Свести все домашние дела несложно. Можно составить таблицу с 3 графами: «дело», «периодичность», «время выполнения». А дальше распределить нагрузку, как кому удобнее. Благодаря системности дела будут выполняться быстрее и не надо будет мучительно думать о том, сколько всего надо сделать.
Помимо общих принципов организации быта, ведение домашнего хозяйства у мам с детьми, работающих из дома или не работающих, имеет и свои нюансы. С маленьким ребенком сложно в течение долгого времени заниматься своими делами. В результате частых отвлечений мама начинает переживать из-за того, что порой на какие-то дела тратится чуть ли не целый день. В этих ситуациях на первое место выступает не столько цель сделать как можно больше по дому, сколько выделить самое важное и работать более короткими подходами по 15-20 минут. И делам отводить не жестко фиксированное время в течение дня, а промежуток с плавающими границами. Тогда постоянные перерывы в работе не будут создавать напряжение.
Кроме того, если получится, все домашние дела лучше выполнять вместе с ребенком. От этого выигрывают все. С одной стороны, маленькие дети всегда счастливы, когда могут поучаствовать во взрослых занятиях и помогать. К тому же происходит мягкое приучение их к домашней работе. А с другой стороны, у мамы появляется возможность детский сон использовать на свой отдых, которого мамам так порой не хватает.
Работающей вне дома маме расстановка приоритетов в делах также очень важна. Времени на ведение дома и общение с семьей остается совсем немного, когда работаешь в офисе. Одновременно быть идеальной хозяйкой и заботливой мамой достаточно непросто. Поэтому необходимо оценить уровень того порядка дома, который будет достаточным для комфортного существования и не будет отнимать много времени и сил. А нагрузку желательно распределить по дням недели небольшими порциями, причем между всеми членами семьи.