Найти тему
Artfragment

В одиночку: что делал Улай до и после Марины Абрамович

Оглавление

В амстердамском Stedelijk Museum открылась ретроспектива Улая — первая после его смерти весной 2020 года и крупнейшая из когда-либо проводившихся. Многие знают художника благодаря перформансам с Мариной Абрамович. Но только ими искусство Улая не ограничивалось.

— Ретроспективу Франка Уве Лайсипена (именно так звучит полное имя Улая) не случайно решили провести в Амстердаме.

Сюда художник переехал в начале 1970-х. А родился — в Германии. Его детство пришлось на послевоенные годы. Отец скончался, когда Улаю было 15, а мать «погрузилась в себя» и не смогла содержать семью. Будущий художник начал работать в подростковом возрасте и делал это наравне со взрослыми. А в 18 лет уехал учиться инженерному делу.

Улай в 1972 году
Улай в 1972 году

— В 1968 году Улай впервые оказался в Амстердаме.

Та поездка сделала из молодого инженера молодого артиста. Улай заинтересовался фотографией, а еще сблизился с участниками группы Provo. Ее название происходило от слова «provoceren» — провоцировать. Улай стал снимать акции Provo, а параллельно экспериментировал с визуальными образами. С 1970 по 1975 год Улай работал консультантом в Polaroid. Компания предоставляла ему камеры и пленку, а художник делал многочисленные селфи, которые называл «автополароидами». Улай исследовал темы сексуальности и гендера. «У меня нет семьи, нет бабушек и дедушек, братьев и сестер. Я дошел до того возраста, когда спрашиваешь себя «кто я?». Но ответить мне некому. Поэтому я ищу ответ перед камерой», — говорил Улай. В серии работ «S’he» художник запечатлел себя одновременно в мужской и женской ипостасях.

Улай, «S’he», 1973-1974.
Улай, «S’he», 1973-1974.

— Тогда же, в 1970-х, еще до встречи с Мариной Абрамович, Улай увлекся перформансом.

Сербская художница вспоминала, что в том, что они делали по отдельности, было много общего. В частности, изучение возможностей человеческого тела и реакция на боль. Так, в 1974-м Улай сказал, что «должен проникнуть под собственную кожу». Что и сделал. Он нанес себе татуировку, а после вырезал кусок кожи с ней — настолько толстый, что были видны мышцы и жилы. Художник также срезал у себя отпечатки пальцев и прикалывал к груди брошь в виде самолета.

Улай, «Бриллиантовый самолет», 1974.
Улай, «Бриллиантовый самолет», 1974.

— 12 декабря 1976 года Улай совершил дерзкое ограбление Новой национальной галереи в Берлине.

Оттуда он вынес одну картину — «Бедного поэта» Карла Шпицвега. Сделал он это для того, чтобы повесить полотно в квартире турецких мигрантов. Свою акцию, названную «Преступное прикосновение к искусству», Улай объяснил тем, что хотел показать искусство тем, у кого нет возможности пойти в музей. На следующий день художник вернул картину, сдался полиции и находился под арестом до тех пор, пока его друзья не собрали деньги, чтобы заплатить штраф.

Акция Улая «Преступное прикосновение к искусству», 1976.
Акция Улая «Преступное прикосновение к искусству», 1976.

— С Мариной Абрамович Улай познакомился в 1975 году.

А уже в 1976-м они отправились на Венецианскую биеннале, где представили перформанс «Отношения в пространстве». Обнаженные, они бежали навстречу друг другу и сталкивались. И так снова и снова. Их отношения — как любовников и как соавторов — длились 12 лет. А свой разрыв они также превратили в перформанс. В 1988 году Абрамович и Улай пошли навстречу друг другу с разных сторон Китайской стены. Путь занял 90 дней, за которые они преодолели 2,5 тысячи километров. Встретившись, они расстались и не общались больше 20 лет. Любопытно, что идея проекта с Китайской стеной возникла еще в 1980 году. Но тогда встреча художников должна была завершиться свадьбой.

Марина Абрамович и Улай, «Отношения во времени», 1977.
Марина Абрамович и Улай, «Отношения во времени», 1977.

— После разрыва с Абрамович Улай вновь вернулся к фотографии.

Он снимал на большую камеру и на основе снимков создавал 2-метровые работы, которые называл «полограммами». Художник исследовал европейскую историю, символику империализма и национализма. А еще обратился к теме воды. В 2011 году в интервью журналу Brooklyn Mail Улай рассказывал:

«Недавно я решил, что теперь, когда будут спрашивать мое имя, я буду говорить – Вода. […] Просто подумайте: наш мозг на 90% состоит из воды, тело — на 68%. Это даже не водный человек, а просто вода. Людей это смущает, они спрашивают: «Что, извините?», а я снова говорю — Вода. Новое имя передает мою глубокую озабоченность по поводу этого вопроса».
Улай, из проекта «Whose water is it?», 2012.
Улай, из проекта «Whose water is it?», 2012.

— В 2011 году у Улая обнаружили онкологию.

Впоследствии художник стал героем фильма Project Cancer, в котором была задокументирована его борьбы с лимфомой. В 2014-м Улай рассказ о победе над болезнью, но позднее она вернулась. Художник скончался от осложнений в марте 2020 года. «С большим сожалением я узнала сегодня о смерти моего друга и бывшего партнера Улая. Он был исключительным художником и человеком, которого будет очень не хватать. В этот день приятно осознавать, что его искусство и наследие будут жить вечно», — написала Марина Абрамович на своей странице в Facebook.

Улай, полароидный снимок
Улай, полароидный снимок

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.