Фильм из категории артхаусных авторских работ.
Зейнеп классический интроверт. Жизнь ее автоматизирована до уровня «день сурка», а одиночество и какая-то форма социофобии стала образом жизни. Упрощенный до примитивности алгоритм ее ежедневных действий, исключающий малейшее отклонение, отключил сознание и анализ, сведя к минимуму даже намек на вторжение какой-то новизны в ее действительность. Нет друзей, никакого общения, событий…Мы не знаем, задумывалась ли Зейнеп о пустом течении своей жизни, о катастрофическом одиночестве, на которое она сама себя обрекла по неизвестным нам причинам. Или это получилось произвольно, в силу личностных расстройств, драм и так дальше, но, скорее всего, ей было так удобно. И режиссер очень тонко доносит нам эмоциональный фон девушки, показывая сцены ее жизни в монохромных кадрах.
Однажды случай показывает, что существует иная реальность. Коллега приглашает Зейнеп на свой день рождения, который она собирается отмечать с компанией молодежи в баре. Зейнеп пытается нелепо «отмазаться», придумывая несуществующие «важные дела», но коллега мягко настаивает. Зейнеп приходит домой в панике, не зная, как быть, потому что пойти как бы надо, но ей так не хочется, ее так «ломает»…
Мы видим Зейнеп в баре, одиноко сидящую за столиком, в то время как, вся молодежь танцует и веселится, но как-то не впечатляет бармена и хозяина заведения, которые ждут хорошей выручки. В какой-то момент в бар заходит этакий эпатажный блондин Али, по всей видимости завсегдатай. Он шутит с барменом и хозяином и предлагает «разжечь» публику за небольшую сумму. Так мы узнаем, что Али просто PJ, он начинает танцевать, заводит посетителей, напитки потекли рекой.
Зейнеп поймала взглядом Али. Она следит за его движениями, оставаясь вдали от компании за своим столиком. В какой-то момент Али замечает Зейнеп и подсаживается к ней, и они начинают легкую беседу. Каким–то образом Зейнеп оказывается в центре танцпола, отрываясь по полной…
Тут нужно отметить, что с этого момента фильм продолжается уже в цвете, что говорит об изменении «тональности» в душе Зейнеп, которая переборола свои страхи, комплексы и увлеклась неизведанным миром. Али и Зейнеп проводят ночь страсти, а наутро Али оставив записку, что вечером придет, исчезает. Беспутный парень создал себе проблемы и вынуждне сркываться. Но у Зейнеп уже в душе что-то перевернулось, и она начинает поиски Али. На этом пути ей придется пережить драматические моменты и совершенно присыпающую землей кульминацию.
Меня фильм впечатлил своей реалистичностью и тем, как мастерски показаны противоположные образы, которые обитают в параллельных плоскостях. Но жизнь так непредсказуема, что и такие разноплановые люди пересекаются, неся с собой разрушение чьей-то матрицы и системы ценностей.
Зейнеп не успела даже оценить перспективу чего-то нового в ее жизни. Возможно, через какое-то непродолжительное время ей бы захотелось опять закрыться в своей раковине. Но ей не дали сделать это самостоятельно. Ей не позволили самой распознать хорошесть и плохость, и осознанно выбрать хорошо знакомый незыблемый черно-белый мирок или взрывной, звездный, разноцветный и нестабильный космос. Ей показали яркую картинку и тут же отняли, погрузив обратно в черно-белый формат, оставив ее в еще большей загнанности, чем прежде. Теперь она наглухо закроет ставни своей души, возможно навсегда. И эта раздирающая боль, горе и чудовищное отчаянье запечатлелись в окаменевшей гримасе на лице….безмолвный крик на всю Вселенную и внутрь себя...…
Игра Фадик Севин Атасой потрясающая. Актриса полностью перевоплотилась, не вызывая малейшего сомнения в своей убедительности. В целом фильм поставлен отлично, с продуманным сценарием, без ляпов и штампов.
И, да, это кино ни разу не развлекательное. Культовый режиссер Джемаль Шан, поставивший трилогию «Душа, разум, сердце», в которую входит «Восемь дней Зейнеп», «Восемь дней Дильбер» и «Восемь дней Али», «беседует» со зрителями о том, как жизнь умеет жонглировать душой, сердцем и разумом людей.