Найти тему

Отмена ЕГЭ-2021: есть ли в этом смысл и кому от этого польза?

Оглавление

В очередной раз сверхзаботливые родители, состоящие в различных комитетах, проявили активность и выступили с призывом отменить ОГЭ и ЕГЭ в 2021 году, мотивируя это тем, что "детей плохо учат" и "дети не должны испытывать стресс".

Скриншот с сайта https://obrmos.ru/go/go_scool/news/go_go_scool_news_ege_21.html
Скриншот с сайта https://obrmos.ru/go/go_scool/news/go_go_scool_news_ege_21.html
Скриншот с сайта https://obrmos.ru/go/go_scool/news/go_go_scool_news_ege_21.html
Скриншот с сайта https://obrmos.ru/go/go_scool/news/go_go_scool_news_ege_21.html

Я одного не могу понять - кто те самые дети, которым учиться сейчас, в лайт-режиме, когда свободного времени стало больше, а заданий и контроля - меньше, для которых ЕГЭ - стресс? Мои ученики минувшей весной радовались дистанционке - можно было уехать на дачу, гулять на свежем воздухе, радоваться жизни, практически не уделять внимание тем предметам, которые не предстояло сдавать, и совершенно спокойно готовиться самостоятельно и/или удаленно к ЕГЭ. Неужели осенью что-то изменилось?

Не изменилось: та же дистанционка (даже не везде), те же учителя, те же программы. Более того, времени на то, чтобы "забить" на "неважные" предметы и усилить подготовку к сдаче "важных" у детей больше. Да, я знаю, что нет важных и неважных предметов, что важны все и учить надо всё, поэтому данные термины взяты в кавычки и отражают подход большинства школьников.

Давайте смотреть правде в глаза: единицы 11-классников на дистанционке будут читать учебники по географии, если не выбрали этот предмет для сдачи ЕГЭ.

И здесь мы подходим к следующему моменту, который почему-то не замечают или намеренно игнорируют активист комитетов: на сегодняшний день #ЕГЭ - это практически единственное, что мотивирует детей в 11 классе учиться. Я не говорю про отдельных талантливых и мегацереустремленных, я в целом про ситуацию. Отмена #егэ 2021 даст возможность большей части школьников просто бросить учебу, ограничиваясь лишь дежурным присутствием на онлайн-парах и сдачей списанных домашек через электронную образовательную среду. Поставить двойки в такой ситуации учитель не сможет, а любая другая оценка вполне устроит того, кто не утруждался и делал просто "на отвали".

Активисты комитетов говорят, что в ряде регионов учатся дистанционно, в некоторых - очно, и первые, дескать, обижены качеством учебы. И нет якобы ничего лучше, как уравнять всех - если одних не учат, пуская и вторым "не достанется". Только подобная уравниловка не приведет ни к чему: поступать в вузы все равно придется, и если не по ЕГЭ, так по вузовским вступительным, а они основаны на школьной программе, и снова, выходит, пострадают те, кто на дистанционном обучении (не мое мнение, а просто вывод из цитат - скриншоты в начале статьи). Более того, при поступлении через внутривузовские экзамены того самого стресса, от которого их сейчас пытаются уберечь, будет куда больше, и это будет действительно стресс, а не отговорки - дети-то не один год готовились к ЕГЭ, решали пробные и демонстрационные варианты, знают типы заданий, темы и структуру экзамена, а тут - раз - и вузовские экзамены, все разные. Мало того, ЕГЭ-то один для всех вузов годится, в внутренние придется сдавать в каждый вуз свои.

Если же допустить совсем фантастический вариант - прием в вузы по оценкам в аттестате - то снова логика жаждущих отмены ЕГЭ страдает: если лучше учат очно, то снова в плюсе те, кто учится очно. Снова выходит, что бороться не за что.

Ах да, еще же "стресс из-за неопределенности". А из-за какой, простите, неопределённости? Правила приема в вузы давно опубликованы, об отмене ЕГЭ никто, кроме упомянутых активистов, не говорит, выпускные экзамены в школе - это обязательная часть обучения. Единственное, что может напрягать - это вероятность переносе ЕГЭ, но до этого пока так далеко, что думать о переносе ЕГЭ и бояться этого переноса - примерно как певцу за полгода до сольного концерта планировать потерю голоса.

Как ни крути, а смысл от отмены ЕГЭ ровно НИКАКОЙ

Для школьников мы проводили даже пробные ЕГЭ минувшей зимой. Фото из группы vk.com/math_yargu
Для школьников мы проводили даже пробные ЕГЭ минувшей зимой. Фото из группы vk.com/math_yargu

Ну ОК, не вышло со смыслом, давайте поищем выгоду. Кто выиграет при отмене ЕГЭ? На мой взгляд, следующие категории абитуриентов:

  • олимпиадники. Думаю, здесь даже комментировать не надо. Причем плюсы на всех уровнях - стал призером ВОШ или крутой олимпиады первого уровня - практически поступил, выиграл олимпиаду попроще - вот тебе 100 баллов по предмету, и сдавать потенциально неизвестно какой вступительный не надо, и подтверждать не придется.
  • выпускники прошлых лет, уже сдавшие ЕГЭ. Внутренние экзамены для таких ребят - это дополнительный шанс улучшить свои баллы. Примерно такой же механизм работает для выпускников техникумов и колледжей (подробнее - здесь: В чём выпускники колледжей имеют преимущества при поступлении в вуз?)
  • медалисты - не придется подтверждать медаль баллами ЕГЭ.

Все остальные абитуриенты от отмены ЕГЭ только потеряют: и мотивацию, шансы на поступление. Собственно, одна недавно созданная партия уже призывала к отмене ЕГЭ и даже назначили "день борьбы за отмену ЕГЭ" (об этом я рассказывала в статье Про "день борьбы за отмену ЕГЭ": мнения школьников и мои вопросы), однако, как это нередко бывает, дальше громких слов дело не идет - нигде не пишут о том, кто готовится к участию в этом якобы бойкоте, не пестрит роликами ТикТок, не заполнен постами с соответствующими тегами Инстаграм. Ни-че-го нет 🤷‍♀️

Уважаемые родители будущих абитуриентов! Пожалуйста, прежде чем поддерживать какую-либо инициативу, подумайте, что именно вашим детям принесет потенциальная реализация этой инициативы.

Напоминаю также, что свои вопросы о поступлении вы можете задать здесь, а найти ответы на вопросы и полезную информацию - на моем канале и по тегам #советы абитуриентам и их родителям и #вопросы абитуриентов и ответы на них