Найти тему

Идентичность по-либеральному: новая книга Фукуямы

Книга Ф.Фукуямы "Идентичность: Стремление к признанию и политика неприятия" представляет собой довольно интересный образчик современного либерального мыслителя, пытающегося объяснить абсолютный провал идеала «конца истории». Целью автора можно назвать стремление убедить читателя в том, что разрозненность идентичностей в Западном обществе способна привести к народному единению путем причисления различных групп людей к «единому» не культурному, но политическому (либеральной демократии). Иронично, что произведение написано в 2019 году, незадолго до убийства Джорджа Флойда, положившего начала целой волне протестов, неразрывно связанных с идентичностью именно в том контексте, в каком ее понимает сам Фукуяма.

Пожалуй, главным аргументом, подтверждающим несостоятельность авторских суждений, могут выступить его же убеждения (от которых он не отрекается и в данной книге) о том, что либеральная демократия является единственным возможным строем, способным прекратить «погоню за признанием» среди различных слоев населения. Всю историю США (автор называет данное государство образчиком либеральной демократии) можно описать как борьбу за признание множества групп, что ставит под сомнения слова автора об ее универсальности. Возможно, что государство находится в постоянном процессе самосовершенствования, но что тогда считать образцом и вокруг чего сплачиваться? Подобное положение дел обрекает на то, что население продолжит «дробиться» на более мелкие идентичности до тех пор, пока не выработается по-настоящему «либеральная» демократия. Этот тезис призван урегулировать вопрос приемлемости политического строя, как основы для создания единой идентичности.

Автор сознательно снижает значимость идентичности, выстроенной на культурной и религиозной основе, от чего противоречит своим же примерам. Фукуяма говорит о Соединенных Штатах, как об обществе иммигрантов, где не было превалирующей культуры. Стоит заметить, что до прошлого столетия Америка во многом являлась белым сообществом, четко отождествлявшим себя с мировоззренческим наследием Европы. Даже большая часть мигрантов приходилась на ирландцев, что говорит о доминантном положении западного христианства и принципов жизни вплоть до XX века. Помимо этого, автор говорит о том, что лишь обладающее общей идентичностью общество способно быть конкурентоспособным. Примером Фукуяма ставит дихотомию «Африка – Азия», называя Японию и Китай преуспевшими в создании идентичности и Ботсвану, как аутсайдера. Даже несведущему человеку будет многое понятно о том, что идентичность Японии и Китая строится далеко не на политических институтах, но на культурной общности нации (имеется в виду, что монархические институты в Японии исполняют больше культурную задачу, чем политическую).

Автор шедевра
Автор шедевра

Таким образом, книга имеет в большей степени иллюстрирующее точку зрения либеральной мысли значение. Идея о превращении политического строя в идентичность абсолютно провальная, что подтверждается крахом социалистического блока и современной ситуацией в США и Европе.