Потери Союзного государства
От слова "Форте"
Я не знаю, в каком обществе мы живём. 16 марта прошлого года умерла Юлия Началова. Хорошая девушка, мне искренне её жаль. Около месяца после этого смерть певицы и актрисы была одной из главных тем всяческих ток-шоу. Многочисленные друзья, поклонники, родственники Юлии рассказывали, каким она была человеком, как творила, как мужественно боролась с болезнью. На свет вывалили всё, и позитивное, и негативное. Тема оставалась актуальной многие месяцы.
Но! 1 марта 2019 года, за две недели до Юли и до своего 90-летия умер даже не замечательный, а воистину великий учёный, человек, которым и Россия, и Беларусь могут гордится перед всем миром, физик Жорес Иванович АЛФЁРОВ. Последний из живших в Союзном государстве лауреатов Нобелевской премии, человек, сделавший громоздкие и прожорливые лазерные установки лёгкими и компактными. Когда вы считываете штрих-код лазерным сканером – это его работа. Когда в ночном клубе темноту прорезают лазерные лучи – это его работа. Когда лазерный сигнал помогает вам по оптоволокну выйти в Интернет – это его работа. Когда на большом заводе лазерные автоматы режут и сваривают толстые металлические листы – это его работа. Когда на ядерной ракете срабатывает датчик лазерного наведения – это его работа. Просто, когда вы пользуетесь лазерной указкой – это его работа. О смерти Жореса Ивановича сообщили в новостях, написали в нескольких газетах, Президенты наших стран направили телеграммы соболезнования. И на этом всё кончилось. Не знаю, как в Беларуси, но думаю, что в России большинство людей до сих пор не знают об этой потере. Хотя, наверное, многие не подозревают и о том, кто это был такой.
19-го августа уже этого года ушёл из жизни настоящий патриарх нашей науки, Президент Национальной академии наук Украины и создатель Международной ассоциации академий наук Борис Евгеньевич Патон. Ему исполнился 101 год. Даже в самые тяжёлые годы. несмотря на мощное политическое давление, академик Патон не позволял прерваться связи между нашими учёными. С его благословения украинские учёные регулярно посещали проводившиеся в России конференции и симпозиумы. Его заслугами живёт вся мировая сварочная отрасль: вакуумная сварка, подводная сварка, космическая сварка – всё это разработал академик Патон. Но! В России о его смерти рассказали лишь новостные агентства, научные сайты и некоторые федеральные издания, и то – в нескольких строках. Справедливости ради стоит сказать, что телеграмму соболезнования и Путин, и Лукашенко, отправили.
Вчера, 29 ноября, COVID-19 унёс замечательного российского физика, бывшего Министра науки и технологий, экс-президента РАН академика Владимира Евгеньевича ФОРТОВА. Крупнейшего специалиста в физике плазмы, таких в мире от силы – 10 человек. И опять в медиасфере – молчание. Единственное СМИ, отреагировавшее большими материалами - портал "Научная Россия". Зато все знают, что в больнице находится Александр Ширвиндт. Я не спорю, Александр Анатольевич – замечательный актёр и театральный администратор, но, в моём представлении, эти фигуры несопоставимы. Ибо через сто лет об Александре Ширвиндте будут помнить только специалистами, а трудами Владимира Фортова человечество будет пользоваться многие столетия, а возможно – и тысячелетия.
Владимир Евгеньевич не только в академической, но и вообще в научной среде был непререкаемым авторитетом. Мне всегда казалось, что его фамилия происходит от слова «форте», «громко». Говорил он, правда, не громогласно, но так, что его все слышали, и в прямом, и в самом главном – переносном смысле. Академик Фортов никогда не боялся говорить правду. Видимо поэтому его недолюбливали многие чиновники, но глубоко уважали учёные. Не случайно, на выборах Президента РАН в конце мая 2013 года ему удалось одержать убедительную победу, обойдя уже в первом туре такого серьёзного конкурента-союзника, как тот самый Жорес Алфёров, о котором мы уже говорили.
Владимир Евгеньевич принял Академию в тяжёлом состоянии, про которое нынешний Президент, академик Александр Сергеев сказал, что «российская наука попала в долину смерти». Многие помнят выступления в начале 2013-го Дмитрия Ливанова, тогда – министра образования и науки, называвшего РАН структурой «неэффективной, не отвечающей современным требованиям организации науки». А нобелевский лауреат Андрей Гейм тогда же открыто называл РАН «домом престарелых».
"Задача сегодняшнего дня - сделать Академию наук современным действенным инструментом научно-технического, инновационного развития страны и проводимых социально-экономических преобразований, важнейшим элементом гражданского общества и общей культуры страны. Необходимо перейти от стратегии выживания РАН к стратегии её развития, ориентированной на построение в России современной инновационной экономики, основанной на новых концепциях и последних достижениях науки и техники. Целью должно быть сохранение и гармоничное развитие РАН в интересах страны и общества"
из программы кандидата в президенты Российской академии наук академика РАН В.Е. Фортова
Основными тезисами предвыборной программы Владимира Фортова были как раз перемены в РАН: её омоложение, избавление от внутренней бюрократии, нацеленность на результат. Но все эти благие и вполне реальные намерения даже не разбились, а были именно разбиты спустя всего несколько месяцев, когда реформа РАН была запущена не со стороны Академии, а со стороны государства. Саму РАН фактически лишил не только институтов, но и вообще рычагов управления, которые были переданы в руки специально созданного Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Сама же академия превратилась в рядовое ФГБУ (Федеральное государственное бюджетное учреждение) без каких-либо серьёзных полномочий.
Несмотря на это академик Фортов старался проводить свой план в действие. Ему удалось существенно омолодить состав Академии, введя в её структуру новое (правда пока почётное) звание Профессора РАН, присваивающееся молодым учёным. Но все попытки как-то преобразить академию, придать ей силу и авторитет, продвигались с огромным трудом. И спустя четыре года, не дожидаясь новых выборов, Владимир Евгеньевич сам освободил пост Президента, призвав учёных проголосовать за молодого и энергичного академика, директора нижегородского Института прикладной физики Александра Сергеева.
За 10 лет мне повезло шесть раз брать интервью у академика Фортова. Так вышло, что я взял у Владимира Евгеньевича и последнее. Произошло это примерно полтора месяца назад в здании Президиума РАН в Нескучном саду.
Фортов был весел и полон энергии. Одет был в чуть мешковатый джемпер (он вообще предпочитал джемперы пиджакам). Предложил всей нашей команде, как обычно, кофе с конфетами… На этот раз интервью вышло не длинным, всего 18 минут. Где-то ближе к концу беседы он сказал:
- Я счастлив, что занимаюсь физикой. Физика прекрасна своей непредсказуемостью…
... Не стало великого учёного, а все говорят про Марадону...
Я отыскал в своих архивах все шесть интервью и постарался выбрать наиболее интересные цитаты. Если интересно – читайте их здесь:
Так говорил Академик Фортов...
Валерий ЧУМАКОВ
Не хочу в конце этого материала ставить традиционный призыв подписаться и поставить лайк. Решайте сами...