Найти тему

Через карантинный город во время пандемии холеры в 1965 году

Жили мы в то время в районном центре - городе Беруни Каракалпакской АССР.

Был я тогда еще мальчишкой лет восьми от роду. Летом, во время летних, каникул, мы с мамой и сестрой втроем поехали погостить к родственникам, жившим в другом районе, за 220 километров. Сестра была студенткой художественного училища в Ташкенте и приехала домой тоже на каникулы. Попасть к тем родственникам можно было только через столицу республики город Нукус. Начальный этап этого полного приключений путешествия я не запомнил. Но запомнил некоторые моменты пребывания там и особенно запомнил, как возвращались домой.

Жили те родственники вдали от городов и поселков в лесистой местности у побережья реки Амударьи, и мы планировали погостить у них два три дня, а задержались почти на месяц.

В основном они разводили овец, и мне городскому мальчишке там было все интересно – собаки, лошади, коровы, овцы, козы, индюки, куры и даже кошки у них обитали. Поэтому я особо домой и не торопился. Еще запомнил, как недалеко оттуда работал тракторист на бульдозере, который выравнивал грунт, кажется для дороги. И вот он часто заходил к нам попить чаю и брал меня с собой покататься с ним в бульдозере.

И он же доставлял нам новости «с большой земли», рассказывал об эпидемии страшной болезни, от которой умирают много людей, что город Нукус закрыт на карантин и что никого туда не пускают и никого не выпускают.

Помню, как приезжали люди в халатах и сделали всем уколы под лопатку и как я потом плохо себя чувствовал.

Видел, что мама переживала, что наше пребывание там затянулось, уже заканчивались каникулы, у мамы истек срок отпуска, а карантину конца не видно.

хорошо в ауле летом
хорошо в ауле летом

И однажды, уже в начале сентября, решились отправиться в путь, к себе домой.

А домой попасть, можно было только через Нукус закрытый на карантин. Мы уже знали, что Нукус оцеплен со всех сторон военными, на всех дорогах установлены блок посты и никого туда без спецпропусков не пускают и не выпускают.

Помню, как выйдя на трассу стали ловить машину, в которой можно было бы проникнуть в город. Помню, как залезли в кузов машины груженой сушеной рыбой и спрятались под брезентом. Как нас остановили на блок посту у моста через широкий канал, обнаружили и высадили из машины. Как у моста один парень шепнул маме на ухо куда идти, и мы пошли вдоль канала и увидели мужика, который устроил нелегальную переправу, натянув через канал трос, а к тросу привязав цистерну молоковоза. Как на этой цистерне переправились на тот берег, не за спасибо, разумеется.

Дальше пешком через полгорода уже ночью пришли домой к дальним родственникам, жившим в Нукусе.

Нам рассказали, что выйти из города в нужном нам направлении куда труднее, потому, что на той стороне пограничного канала не было и солдаты в оцеплении патрулировали периметр, а ночью стреляли в воздух осветительными ракетами.

А тех, кто попадался при попытке пересечь границу города, тех арестовывали и держали под арестом в ожидании суда и наказания за нарушение режима карантина.

Из-за такой новости нам пришлось еще несколько дней задержаться в Нукусе у этих родственников. Но однажды у мамы терпение кончилось. Деньги уже были на исходе, когда закончится карантин никто не знает, доставлять неудобства и испытывать гостеприимство дальних родственников тоже как то неловко. Да и у них терпение не железное.

В-общем, однажды решились прорываться через оцепление и вышли в путь.

Вышли глубокой ночью. С нами были еще два парня из нашего города. И вот впятером крадучись подошли к линии оцепления и затаились.

И действительно через определенные промежутки времени в небо взлетали ракеты, освещая местность.

Пролежав около часа, изучив обстановку и посовещавшись, взрослые определили направление где есть шанс проскочить незамеченным и решили продвигаться ползком по одному. В итоге у нас получилось, все благополучно миновали этот опасный участок, и перешли через линию оцепления.

Вот по таким тропам шли пешком
Вот по таким тропам шли пешком

А до нашего города оставалось преодолеть еще 150 километров. При этом на трассу выходить было нельзя, а значит пошли дальше пешком. Дорога предстояла тяжелая, надо было идти по каменистой местности, по виляющим тропам и преодолеть небольшие, но все же горы по пути.

Не хочу утомлять подробностями, но помню, что до дома добрались только на третий день. К концу первого дня добрались до юрты какого то чабана и ночевали там. К концу второго дня добрались до расположения некой геологической экспедиции и заночевали там. А на третий день на попутной машине этих геологов добрались до своего дома.

Вот такое приключение было в моей жизни в далеком 1965 году во время мировой пандемии холеры, зацепившей краем и кусочек бывшего СССР.