Несмотря на то, что процедуры ЭКО проводятся в России во всевозрастающих масштабах, законодатели не проявляют к ней такого пристального внимания, как в развитых европейских странах. Например, никого не волнует вопрос о проверке эмбриона на генетические нарушения. Точнее не сама проверка, а время, когда она проводится, до или после пересадки…
В России она проводится после, в процессе развития плода, в дежурном порядке.А в Германии этот нюанс обсуждался на высшем уровне, очень жарко и не один день.
О чем собственно речь:
Эмбрион обычно пересаживают на третий день после оплодотворения. Исследования говорят, что лучше подождать до пятого дня, и многие начинают придерживаться этой рекомендации. Новый закон (на счет которого и шли жаркие дебаты) позволяет извлечь из трёхдневного зародыша, который к тому времени имеет, как правило, восемь клеток (всего-то!), одну-две клетки. Некоторые эксперты полагают, что это слишком рано для того, чтобы судить о возможных аномалиях, и может попросту навредить дальнейшему созреванию.
В некоторых европейских странах такое разрешение на проверку было получено легко, практически незаметно для общественности. Но Германия, особая страна, не забывшая последствия попыток создания «настоящего арийца», и вопрос искусственного отбора, собственно это он и есть, там вызывает четкие и негативные воспоминания о нацистских экспериментах.Теперь, в Германии решать вопрос о том, кому можно и кому нельзя, будет специальная этическая комиссия. Главным моментом станет заключение эксперта о высоких шансах на то, что у данной пары родится ребёнок с серьёзными нарушениями или что мать не сможет его как следует выносить.
Противники предложения утверждали, что подобная практика нанесёт вред генетическому и социальному разнообразию, а сторонники напоминали, что к проверке будут прибегать только в исключительных случаях. В самом деле, почему бы не помочь семьям, которые боятся заводить детей.
Если говорить не о нравственной стороне, а о медицинской, то ценность такой проверки не велика, потому что не ясно, какой именно из эмбрионов приживется. Но практика существует.
Интересно, а как это происходит в России?
Есть ли законодательно утвержденные сроки и параметры проверок генофонда эмбриона? Или как всегда, как Бог на душу положит?