Приветствую, читатель! Снова в эфире дайджест «Этот день в истории авиации». Сегодня в номере — первый перелёт через Антарктиду, цельнодеревянный универсал de Havilland DH.98 Mosquito, несостоявшийся конкурент вертолёта Sikorsky UH-60 Black Hawk и многое другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️
23 ноября
23 ноября 1935 года — стартовал первый перелёт через Антарктиду.
Ещё в 1929 году американец Ричард Бёрд первым пролетел над Южным полюсом. Но пересечь шестой континент по воздуху лишь с третьей попытки удалось полярному исследователю из США Линкольну Элсуорту (Lincoln Ellsworth) и его команде.
Для перелёта Элсуорт приобрёл одномоторный моноплан Northrop Gamma 2B, дав ему имя Polar Star («Полярная звезда»). Самолёт доставили в Антарктику на остров Данди, где подготовили полосу для взлёта и устроили базу. В качестве пилота был приглашён канадский лётчик Герберт Холлик-Кеньон (Herbert Hollick-Kenyon).
В 4 часа утра 23 ноября 1935 года Polar Star взлетел. А 5 декабря, после 4 промежуточных посадок и борьбы с погодой, преодолев за 20 часов лётного времени 2200 км, исследователи приземлились на шельфовом леднике Росса. Недалеко находилась база Little America («Маленькая Америка») Ричарда Бёрда, где они и дожидались прибытия за ними британского корабля Discovery II.
24 ноября
24 ноября 1948 года — первый полёт самолёта-фоторазведчика SNCASE SE.1010.
В 1946 году компания SNCASE предложила проект высотного транспортного самолёта для трансатлантических почтовых рейсов SE.1000. Его так и не построили, но проектом заинтересовался Национальный географический институт Франции. По заказу института был построен высотный фоторазведчик SE.1010.
Самолёт представлял собой среднеплан классической схемы. От SE.1000 отличался носовой частью — была значительно увеличена площадь остекления. Оснащался 2 × двигателями Gnome-Rhône 14R-28 и 2 × Gnome-Rhône 14R-29. Максимальная скорость — 635 км/ч на высоте 8000 м. Дальность полёта — до 7300 км. Высота полёта — до 11500 м.
Всего Национальный географический институт заказал постройку 4 самолётов SE.1010. Но 1 октября 1949 года прототип с б/н F-WEEE разбился во время испытательного полёта. Весь экипаж погиб. Проект свернули, а недостроенные самолёты разобрали.
25 ноября
25 ноября 1940 года — первый полёт многоцелевого бомбардировщика de Havilland DH.98 Mosquito.
В 1936 году британское авиационное министерство выпустило спецификацию P.13/36 на двухмоторный средний бомбардировщик. В ответ de Havilland представила проект DH.98 Mosquito. Пригодился опыт, полученный при создании гоночного самолёта DH.88 Comet и авиалайнера DH.91 Albatross.
Mosquito был цельнодеревянным (фанера, бальса, ель) высокопланом. Оснащался двигателями Rolls-Royce Merlin 76/77. Экипаж состоял из 2 человек. Вооружение зависело от модификации — в роли бомбардировщика DH.98 мог нести до 1800 кг бомб. Максимальная скорость — до 668 км/ч. Дальность полёта — 2100 км.
Несмотря на скептическое отношение к невооружённому бомбардировщику, в 1941 году Mosquito приняли на вооружение. Всего построили 7781 самолёт. Они использовались как средние и ночные бомбардировщики, самолёты-разведчики, штурмовики и т.д. Сохранилось ~30 нелетающих Mosquito и 4 в лётном состоянии.
26 ноября
26 ноября 1932 года — первый полёт пассажирского самолёта Bratu 220.
В 1928 году инженер из Румынии Ромулус Брату (Romulus Bratu), работавший во Франции, смог убедить правительство страны профинансировать его проект авиалайнера. Была образована компания Bratu, приглашены инженеры и работа над Bratu 220 началась.
Самолёт был построен полностью из дерева и представлял собой высокоплан с неубирающимся шасси. Оригинальная конструкция силовой установки — 1 × двигатель Gnome et Rhône 9A в носовой части + 2 × Gnome et Rhône 5K Titan в тандеме над фюзеляжем. Должен был брать на борт 10 пассажиров. Крейсерская скорость — 170 км/ч, дальность полёта — 850 км.
Постройка Bratu 220 затянулась и правительство потеряло к нему интерес. Финансирование прекратили и проект был свёрнут. Единственный прототип Bratu 220 в июне 1933 года повредил двигатель при посадке. Восстанавливать самолёт не стали и он был разобран. Другие проекты Брату финансирования не получили.
27 ноября
27 ноября 1949 года — первый полёт военно-транспортного самолёта Douglas C-124 Globemaster II.
ВВС США в 1947 году сформировали требования к стратегическому транспортному самолёту. Позже они были дополнены с учётом опыта воздушных перевозок во время блокады Западного Берлина. В ответ Douglas Aircraft на базе C-74 Globemaster начала проект нового самолёта C-124 Globemaster II.
Как и его предшественник, Globemaster II представлял собой цельнометаллический низкоплан. Оснащённый 4 × двигателями Pratt & Whitney R-4360-69 Wasp Major, самолёт развивал скорость до 489 км/ч. C-124 брал на борт 200 солдат, либо 123 раненных, либо до 34 тонн груза. Дальность полёта с 1,5 тоннами груза — 6490 км.
Первые C-124 Globemaster II поступили в части ВВС США в 1950 году. Всего было выпущено 448 самолётов. Они активно применялись во время Корейской войны и войны во Вьетнаме. С 1970 года C-124 начали заменять на Lockheed C-5 Galaxy и в 1974 году окончательно вывели из эксплуатации.
28 ноября
28 ноября 1934 года — первый полёт многоцелевого боевого самолёта Blackburn B-7.
В 1932 году Королевские ВВС Великобритании приняли решение заменить устаревший многоцелевой самолёт Westland Wapiti. Для этого авиационное министерство опубликовало спецификацию G.4/31 и объявило конкурс. Свой проект под обозначением B.7 представила и компания Blackburn Aeroplane and Motor Co. Ltd.
Биплан B.7 был спроектирован на базе серийного самолёта Blackburn Shark и имел похожий фюзеляж. Главное отличие было в конструкции крыла. Устанавливался двигатель Armstrong Siddeley Tiger IV, позволявший развить скорость до 257 км/ч. Боевой радиус — 870 км. Вооружение — 2 × 7,7-мм пулемёта + до 454 кг бомб (или 1 торпеда).
Через полгода после первого полёта B-7 отправился на государственные испытания. Но требования к самолёту изменились и авиационное министерство потеряло интерес к проекту. Единственный построенный Blackburn B-7 был разобран на запчасти.
29 ноября
29 ноября 1974 года — первый полёт многоцелевого транспортного вертолёта Boeing Vertol YUH-61.
В 1972 году армия США объявила конкурс на создание нового тактического транспортного вертолёта. Предполагалось, что он заменит Bell UH-1, эксплуатирующийся с 1959 года. Свой проект YUH-61 представила и компания Boeing Vertol.
YUH-61 был вертолётом вертолётом классической схемы с одним несущим винтом диаметром 15 метров и горизонтальным оперением в хвостовой части. Оснащался 2 × турбовальными двигателями General Electric YT700-GE-700. На борту размещался экипаж из 2 человек и 14-20 пассажиров. Максимальная скорость — 286 км/ч, дальность полёта — до 964 км.
Для конкурса построили 3 прототипа Boeing Vertol YUH-61. Но комиссия присудила победу Sikorsky UH-60 Black Hawk. Попытки предложить YUH-61 для ВМФ США и для гражданских авиаперевозок успеха не имели. Проект был закрыт. Два вертолёта YUH-61 сегодня находятся в Музее авиации армии США.
Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории