Помните, как целых 11 лет кряду, первого сентября гордые родители повязывали нам на головы красивые бантики, вручали букеты ромашек или роз, и отправляли в свободное плавание по миру интегралов, площадей, объемов и суффиксов? Конечно, помните, такое сложно забывается.
Помните, как целых 11 лет кряду, первого сентября гордые родители повязывали нам на головы красивые бантики, вручали букеты ромашек или роз, и отправляли в свободное плавание по миру интегралов, площадей, объемов и суффиксов? Конечно, помните, такое сложно забывается. И хотя у наших мам и пап хлопот прибавлялось, так как они должны были помогать в выполнении домашних заданий, но зато какие чувства они испытывали, когда вы приносили заслуженную пятерку или четверку по геометрии.
Однако, нашим родителям жить было в какой-то степени проще, так как они и знать не знали о новомодных веяниях в сфере образования. А я, недавно заглянув в школу, чтобы поговорить о подготовительных занятиях для своего сына, с ужасом узнала, что помимо школы мне еще предстоит в дальнейшем выбирать ту программу, по которой он будет учиться. Нужно сказать, что современные программы обучения довольно сильно отличаются друг от друга, поэтому поневоле пришлось залезть в сеть и изучить их хотя бы в общих чертах. Именно поэтому я очень прошу мам школьников, дополнить или высказать свои авторитетные мнения по поводу тех программ, по которым учатся их дети. Ведь ваш опыт поможет не только мне решить, куда именно стоит отдать свое любимое чадо, но и другим мамам, которым предстоит столкнуться с проблемой выбора.
Итак, если обобщить, то программы делятся на две категории - традиционные и развивающие.
К традиционным программам относят: «Школу России», «Начальную школу ХХI века», «Школу 2100», «Гармонию», «Перспективную начальную школу, «Классическую начальную школу», «Планету знаний», «Перспективу».
Развивающих программ значительно меньше: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Что можно сказать об этих программах, поговорим о наиболее распространенных.
Школа России.
Мы с вами обучались именно по этой программе. Несмотря на то, что прошло довольно много времени с тех пор как мы сидели за школьной партой и на некоторое изменение содержания обучения, принципы и цели программы остались прежними. Считается, что эта программа позволяет тщательно отработать навыки письма, счета и чтения, которые пригодятся при обучении в средней школе.
«Начальная школа XXI века» (ред. Виноградовой). Эта программа ставит детей в условия, когда они сами должны становиться исследователями и самостоятельно добывать нужные знания. В ней нет прописанных в начале урока аксиом, школьник в процессе коллективной работы, сам выводит нужное правило. Таким образом, ученик должен не просто получать информацию, а стремиться добывать ее самостоятельно, обучая самого себя. Содержание учебников, по мнению авторов программы, не суть важно - так как это всего лишь средство. Считается, что обучившийся по этой программе в дальнейшем сможет с легкостью освоить любую программу и заниматься по любому методическому комплекту. Система позиционируется, как реализующая основные принципы развивающего обучения. Однако, следует учесть, что по мнению некоторых учителей, эта программа рассчитана на хорошо эрудированных детей.
«Планета знаний».
По этой программе хорошо заниматься творчески развитым детям. В программе предусмотрены разнообразные задания на развитие воображения. Также она развивает самостоятельность в поиске решения: в ней нет метода повтора за учителем, который объясняет, как именно нужно выполнять то или иное задание. Что немаловажно, программа не обрывается в процессе обучения, а плавно подготавливает ребенка к переходу в 5 класс, где он продолжит заниматься по традиционной программе. Так же эта программа дает возможность развивать коммуникативные навыки, предоставляя возможность «работать в паре». К особенностям методического комплекта «Планета знаний» можно отнести его целостность. Так в учебниках и рабочих тетрадях по разным предметам действует единый подход.
Школа 2100 (ред. А.А. Леонтьева)
Программа позиционирует себя как современная, развивающая и ориентированная на личность учащегося. Считается, что она способна создать «новый тип российского школьника» - самостоятельного, внутренне свободного и способного делать продуманный выбор.
В сети можно найти очень много противоречивых откликов от тех родителей, чьи дети занимаются по этой программе. В данное время она довольно широко распространена в российских школах. Вообще, нужно отметить, что в действительности заниматься по этой программе можно, начиная еще с дошкольного возраста. Однако, принцип «минимакса», который стоит во главе угла этой программы и заключающийся в том, что материал ребенку дают максимальный, а усвоить он должен некий необходимый стандартом уровень, выводит из себя многих взрослых, которые искренне не понимают, зачем ребенку «проходить в первом классе интегралы», образно говоря. Много вопросов вызывают и учебник по «Окружающему миру» под ред. Вахрушина, а также подбор произведений по литературе, в которых нет ни одного классического, знакомого нам с детства произведения. Также родителей смущает недостаток материала в учебниках, который необходим для ответа на поставленные вопросы. Однако авторы методики уверяют, что именно в этом и заключается суть их программы, которая вынуждает обращаться учащегося к дополнительным источникам информации.
Гармония.
Суть программы заключается собственно в ее названии. Своей главной задачей программа ставит вопрос организации комфортного развития школьника в процессе обучения. А так же созданию гармоничных отношений учителя и ученика и одноклассников друг с другом. Программа направлена на развитие логики, мышления грамотности. Однако многие родители считают, что математика в ней слабовата, да и транскрипции, предназначенные для фонетического разбора слов, которыми изобилует учебник русского языка, выводят взрослых (которые делают домашнее задание с детьми) из себя.
«Перспективная начальная школа».
Сейчас все большее распространение получает учебно методический комплект «Перспективная начальная школа», созданный на основе идей развивающего обучения Л.В. Занкова и Д. Эльконина - В Давыдова. Его задачей является развитие личности, творческих способностей, а также формирование стремления учиться. Что немаловажно в программе заложено воспитание нравственных и эстетических чувств ученика, а так же позитивный психологический настрой по отношению к себе и окружающим. Главными героями учебников, знакомящих ребят со школьным обучением являются брат с сестрой, которых зовут Миша и Маша, считается, что они вызывают доверие детей и рождают желание общаться с ними. Однако со стороны родителей есть недовольные уровнем математики, а так же многие родители, желающие помочь своим деткам в выполнении заданий, просто не понимают, что от них хотят, и у них возникает желание «застрелиться» (цитата).
«Перспектива».
Он взрослых изводил вопросом «почему?»,
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?».
Такое стихотворение я нашла на сайте, посвященном программе «Перспектива». Создатели методического комплекта стремятся не отбить у ребенка желание учиться и с помощью учебы познавать окружающий мир. Так ключевую идею проекта «Перспектива» можно выразить формулой: «Я общаюсь, значит, я учусь».
«Маленькие философы», взаимодействуя со взрослыми и сверстниками с помощью таких «культурных орудий» (термин психолога Л.С. Выготского), как учебники, постепенно выстраивают в своем сознании образ мира. Надо отметить, что эта программа только начала внедряться в наших школах, поэтому отзывов о ней практически нет. Единственное, что могу сказать, что по учебнику математики Л.Г. Петерсон, мы лично занимаемся дома самостоятельно и нареканий особых, именно к дошкольному учебнику, у меня лично нет.
«Классическая начальная школа»
В 2011-2012 г.г. этот комплект учебников перестает использоваться в обучении.
Занков
Главной задачей программы Л.В. Занкова является общее развитие школьника, такое как развитие ума, воли и чувств. Программа ставит своей целью показать ученику общую картину мира, не разбитую на мелкие составляющие, то есть традиционные школьные предметы. В ней нет главного и второстепенного. Так ИЗО по значимости стоит наравне с математикой. Обучение ориентированно на каждого отдельного ученика, а не на класс в целом. У учителя нет задачи подтянуть слабых до уровня сильных. Он стремится максимально раскрыть индивидуальные черты каждого. Как считают многие родители в этой программе все зависит от подготовленности учителя.
Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Эта система существует вот уже более 40 лет и получила официальное признание. В этой системе обучения ребенок предстает не в качестве сосуда, в который нужно запихнуть побольше знаний, а в качестве учащегося со своими психологическими особенностями. Содержание учебников стремиться сформировать у ученика принципы теоретического мышления. Много времени посвящается групповым дискуссиям, в ходе которых ученики сами открывают для себя какие-то правила. Считается, что эта система подготовит ребенка к тому, что во взрослом возрасте он будет способен ориентироваться в нестандартных ситуациях.
К общему ощутимому минусу развивающих систем можно отнести то, что у них нет поддержки в средней школе, таким образом, ваш ребенок, отучившись по новомодной методике, в итоге окажется брошенным в стандартную программу. А как говорила моя хорошая знакомая: «Ну и что толку, что в 2,5 года я «Мама» палочкой на снегу писала»?! Раз уж брались развивать, то надо было и продолжать непрерывно в том же духе.
К тому же в наших школах нет возможности обеспечить сохранение тех условий, которые закладывали авторы методик. Ну в какой школе разрешат учителю совершать ежедневную утреннюю мини-экскурсию с учениками, дабы потом обсудить и описать увиденное, при этом отказавшись от привычного формата уроков? Кроме того, не хватает квалифицированных кадров, которые бы в точности соблюдали «рецепт выращивания развитого ребенка».
И помните, что помимо программы не менее пристальное внимание следует обратить на учителя. Ведь у того, кто работает без энтузиазма и самая хорошая программа будет казаться сложной и непонятной.