"Шевелится тревожная мысль, что настанет время окончательной погибели этих немых свидетелей былого. Мне кажется, не надо упускать время, постараться сохранить то, что ещё осталось. Если не позаботиться о сохранении старины теперь же, понесём невознаградимую утрату» (Н. Шабунин, 1900 год)
часть 3/4 >> начало
В своих экспедициях по Русскому Северу, еще сохранившего на рубеже XIX-XX века след средневековой Руси, этнограф и путешественник Николай Шабунин много времени посвятил фотографированию деревянного православного зодчества.
Церквей множество стояло по России. Но в отличие от Европы, где каменное зодчество сохранило храмы 13 века, у нас все было деревянное и оно исчезло. Однако в глухих местах Архангельской губернии, в конце XIX века еще можно было увидеть наследие русского Средневековья.
Увидеть доживающие время деревянные церкви, монастыри, кресты, православные традиции XVI-XVII веков. Через 17 лет революция и время уничтожит всё это. Но благодаря Николая Шабунину мы видим их на его фотографиях.
Подорожные Кресты
Громадные одинокие кресты повсеместно стояли в средневековой России, а на Русском Севере вплоть до 1910 года. Подорожные кресты стояли на вершинах гор и холмов, среди полей и дорог. А поклонные кресты меньше, ставили на деревенских улицах и возле крестьянских домов.
В центре таких крестов нарезали барельеф с надписью "Кресту твоему поклоняемся" старославянским шрифтом. Кресты украшались буквами, буквы различными цветами, но в деревнях Шабунину уже никто не мог сказать, зачем. И что буквы значили.
На самых старых крестах была деревянная фигура распятого Иисуса Христа в натуральную величину, выполненная в древнерусском стиле византийского зодчества XV века.
"Голубец символизирует избу - домик-киот с прахом покойного в котором живет его душа , поставленные вокруг селения они выполняли роль коллективного оберега, на них древние славяне давали заветы - обещания следовать заветам предков и блюсти честь рода. После принятия христианства домик киот убрали, оставили только крышу и добавили поперечную(е) перекладину(ны) - появился христианский могильный крест" - Динара Галямова, читатель канала.
Часовни
Многие поклонные кресты стояли у средневековых часовен, часовен больше похожих на баню и не имевших куполов с крестами на крышах.
Сами часовенки не отапливались зимой, не имели окон, а свет проникал в них через дверь или прорубы в бревнах.Вы видите это ниже.
"Несмотря на тесность и холод, крестьяне предпочитали молиться в своей древней часовенке, чем ходить в нарядный парадный храм по соседству" - писал Николай Шабунин.
Церкви
В поездках по Русскому Северу Шабунин встречал множество огромных церквей 16-17 века: "Сущим украшением, гордостью и величием нашего края служит архитектура древних деревянных церквей до XVII века".
"Общая высота этих, с шатровыми крышами, пятиглавых церквей достигает более 20-ти саженей в прекрасных пропорциях по отношению к длине и ширине их, а характерные приделы их, вместе с крытым крыльцом на две стороны, в виде крыльца древнего боярского терема, производят прекраснее впечатление.
Отдельно стоящая высокая колокольня, срубленная на восемь углов из невероятно толстых бревен". - (Шабунин)
Шабунин очень жалел, что у прагматичного крестьянства не было и мысли беречь архитектуру предков. Что местные начальники легко соглашались сносить древние храмы, покосившиеся от ветхости.
Что в дань новой моде, купола раскрашивали в зеленые и синие цвета, а бревенчатые срубы закрывали досками, скрывая истинный замысел древних архитекторов.
Н в глухих деревнях стояли церкви, которые никто не украшал не красил. Стояли как есть, как их поставили отцы и деды сотни лет назад.
Внутри храмов
Шабунин фотографировал внутреннее убранство старинных храмов XVI-XVII веков архангельских посадов и местечек.
Внутри церквей этнограф находил потускневшие древние иконы и фрески, древнерусские оклады, утварь. Выжившие сотни лет благодаря православной благоверности русского народа, что и не мыслил выбросить
или украсть их.
Но местный народ и не помышлял отреставрировать все это наследие предков, а просто использовал до полного разложения. Да и некуда иконы возить на реставрацию в мире бесконечной тайги.
Интересно, что самые старинные и ценные артефакты Шабунин встречал в самых забытых, лесных часовенках и церквушках Архангельского края. И сильно сокрушался, что никто не бережет, не собирает их. Этнограф говорил, что им место не в северных лесах, а в главных музеях России.
О своем впечатлении от православных памятников Севера этнограф Николай Шабунин напишет так:
"Низкие потолки, маленькие окна в которых до сих пор вместо стекла стоит позабытая слюда, делают внутренность церквей тёмною и мрачною".
"Глядя на иконостас из совершенно потемневших икон, с которых на тебя смотрят большие, полные мистического духа глаза святого, жутко становится, когда остаёшься один в этих старорусских храмах, объятых тишиной глубокого прошлого..."
Деревни России: 1 Дома 2 Крестьяне 3 Крестьянки 4 Бедняки 5 Отмена крепостного права 6 история деревни Лукинская 7 Как жили семьи 8 Любовь и брак 9 Дети 10 Кулаки 11 Старики 12 Крестьянский Труд 13 Русская Печь 14 Русское Поле 16 Похищение невест 17 Столбы на фото 18 Дороги 19 Пьянство в Деревнях 20 Женское Рукоделие 21 Русский Север
👍 и Подписывайтесь: В Контакте I Дзен I Инстаграм © #алукинский Оглавление книг < жми