Найти тему
281K подписчиков

Деревянное зодчество на фотографиях 19 века. Храмы Древней Руси, что скоро исчезнут навсегда

2,1K прочитали

"Шевелится тревожная мысль, что настанет время окончательной погибели этих немых свидетелей былого. Мне кажется, не надо упускать время, постараться сохранить то, что ещё осталось. Если не позаботиться о сохранении старины теперь же, понесём невознаградимую утрату» (Н. Шабунин, 1900 год)

часть 3/4 >> начало

В своих экспедициях по Русскому Северу, еще сохранившего на рубеже XIX-XX века след средневековой Руси, этнограф и путешественник Николай Шабунин много времени посвятил фотографированию деревянного православного зодчества.

не всегда Шабунин мог фотографировать. И  тогда он зарисовывал церкви  (1900-е года)
не всегда Шабунин мог фотографировать. И тогда он зарисовывал церкви (1900-е года)

Церквей множество стояло по России. Но в отличие от Европы, где каменное зодчество сохранило храмы 13 века, у нас все было деревянное и оно исчезло. Однако в глухих местах Архангельской губернии, в конце XIX века еще можно было увидеть наследие русского Средневековья.

в этих огромных северных просторах была скрыта русская память (1900-е)
в этих огромных северных просторах была скрыта русская память (1900-е)

Увидеть доживающие время деревянные церкви, монастыри, кресты, православные традиции XVI-XVII веков. Через 17 лет революция и время уничтожит всё это. Но благодаря Николая Шабунину мы видим их на его фотографиях.

в этой суровой непримечательной  жизни поблескивало золото истинно русской культуры...
в этой суровой непримечательной жизни поблескивало золото истинно русской культуры...

Подорожные Кресты

Громадные одинокие кресты повсеместно стояли в средневековой России, а на Русском Севере вплоть до 1910 года. Подорожные кресты стояли на вершинах гор и холмов, среди полей и дорог. А поклонные кресты меньше, ставили на деревенских улицах и возле крестьянских домов.

Огромные подорожные кресты средневековой Руси сохранились на Севере в конце 19 в.
Огромные подорожные кресты средневековой Руси сохранились на Севере в конце 19 в.

В центре таких крестов нарезали барельеф с надписью "Кресту твоему поклоняемся" старославянским шрифтом. Кресты украшались буквами, буквы различными цветами, но в деревнях Шабунину уже никто не мог сказать, зачем. И что буквы значили.

встречались кресты с фигурой Христа в византийском стиле 15 века....
встречались кресты с фигурой Христа в византийском стиле 15 века....

На самых старых крестах была деревянная фигура распятого Иисуса Христа в натуральную величину, выполненная в древнерусском стиле византийского зодчества XV века.

 стояли еще даже Голубцы языческой Руси, как эти два.  (1900-е гг)
стояли еще даже Голубцы языческой Руси, как эти два. (1900-е гг)

"Голубец символизирует избу - домик-киот с прахом покойного в котором живет его душа , поставленные вокруг селения они выполняли роль коллективного оберега, на них древние славяне давали заветы - обещания следовать заветам предков и блюсти честь рода. После принятия христианства домик киот убрали, оставили только крышу и добавили поперечную(е) перекладину(ны) - появился христианский могильный крест" - Динара Галямова, читатель канала.

Часовни

Многие поклонные кресты стояли у средневековых часовен, часовен больше похожих на баню и не имевших куполов с крестами на крышах.

кресты стояли у маленьких лесных часовенках, никто не помнил когда их построили
кресты стояли у маленьких лесных часовенках, никто не помнил когда их построили

Сами часовенки не отапливались зимой, не имели окон, а свет проникал в них через дверь или прорубы в бревнах.Вы видите это ниже.

и даже в часовенках с крестом  на крыше, старый  подорожный  крест стоял рядом
и даже в часовенках с крестом на крыше, старый подорожный крест стоял рядом

"Несмотря на тесность и холод, крестьяне предпочитали молиться в своей древней часовенке, чем ходить в нарядный парадный храм по соседству" - писал Николай Шабунин.

Церкви

В поездках по Русскому Северу Шабунин встречал множество огромных церквей 16-17 века: "Сущим украшением, гордостью и величием нашего края служит архитектура древних деревянных церквей до XVII века".

 шатровые церкви с крыльцом  древнего боярского терема (1900-е)
шатровые церкви с крыльцом древнего боярского терема (1900-е)

"Общая высота этих, с шатровыми крышами, пятиглавых церквей достигает более 20-ти саженей в прекрасных пропорциях по отношению к длине и ширине их, а характерные приделы их, вместе с крытым крыльцом на две стороны, в виде крыльца древнего боярского терема, производят прекраснее впечатление.

Отдельно стоящая высокая колокольня, срубленная на восемь углов из невероятно толстых бревен". - (Шабунин)

громадные рубленые храмы XVII в.  были настоящим произведением искусства  (1900-е)
громадные рубленые храмы XVII в. были настоящим произведением искусства (1900-е)

Шабунин очень жалел, что у прагматичного крестьянства не было и мысли беречь архитектуру предков. Что местные начальники легко соглашались сносить древние храмы, покосившиеся от ветхости.

но и храмы поменьше впечатляли мастерством древних зодчих (1900-е)
но и храмы поменьше впечатляли мастерством древних зодчих (1900-е)

Что в дань новой моде, купола раскрашивали в зеленые и синие цвета, а бревенчатые срубы закрывали досками, скрывая истинный замысел древних архитекторов.

Н в глухих деревнях стояли церкви, которые никто не украшал не красил. Стояли как есть, как их поставили отцы и деды сотни лет назад.

даже маленькие церквушки архангельских деревень радовали глаз (1900-е)
даже маленькие церквушки архангельских деревень радовали глаз (1900-е)

Внутри храмов

Шабунин фотографировал внутреннее убранство старинных храмов XVI-XVII веков архангельских посадов и местечек.

внутренний интерьер большой деревянной церкви (1900-е)
внутренний интерьер большой деревянной церкви (1900-е)

Внутри церквей этнограф находил потускневшие древние иконы и фрески, древнерусские оклады, утварь. Выжившие сотни лет благодаря православной благоверности русского народа, что и не мыслил выбросить
или украсть их.

внутренний интерьер небольшой старинной церкви XVII века (1900-е)
внутренний интерьер небольшой старинной церкви XVII века (1900-е)

Но местный народ и не помышлял отреставрировать все это наследие предков, а просто использовал до полного разложения. Да и некуда иконы возить на реставрацию в мире бесконечной тайги.

элемент внутри храма (1900-е)
элемент внутри храма (1900-е)

Интересно, что самые старинные и ценные артефакты Шабунин встречал в самых забытых, лесных часовенках и церквушках Архангельского края. И сильно сокрушался, что никто не бережет, не собирает их. Этнограф говорил, что им место не в северных лесах, а в главных музеях России.

потемневшие от старости иконы у входа в деревянную церковь (1900-е гг.)
потемневшие от старости иконы у входа в деревянную церковь (1900-е гг.)

О своем впечатлении от православных памятников Севера этнограф Николай Шабунин напишет так:

"Низкие потолки, маленькие окна в которых до сих пор вместо стекла стоит позабытая слюда, делают внутренность церквей тёмною и мрачною".

"Глядя на иконостас из совершенно потемневших икон, с которых на тебя смотрят большие, полные мистического духа глаза святого, жутко становится, когда остаёшься один в этих старорусских храмах, объятых тишиной глубокого прошлого..."

Деревни России: 1 Дома 2 Крестьяне 3 Крестьянки 4 Бедняки 5 Отмена крепостного права 6 история деревни Лукинская 7 Как жили семьи 8 Любовь и брак 9 Дети 10 Кулаки 11 Старики 12 Крестьянский Труд 13 Русская Печь 14 Русское Поле 16 Похищение невест 17 Столбы на фото 18 Дороги 19 Пьянство в Деревнях 20 Женское Рукоделие 21 Русский Север

👍 и Подписывайтесь: В Контакте I Дзен I Инстаграм © #алукинский Оглавление книг < жми