Найти тему

Дом, где чуть не побили Станиславского

Оглавление

Сегодня мы со #Сквозь_призму_истории отправимся в одно из самых злачных и опасных мест дореволюционной Москвы – на Хитровку.

Именно сюда, желая поставить пьесу Горького «На дне», отправляется театральный режиссер
Константин Станиславский. Он хочет поближе познакомиться с бытом «бывших» людей, но это знакомство могло закончиться весьма плачевно.

Выясняем, что же случилось и как ему удалось избежать неприятностей в нашей новой статье.

Конец 1812 года.

Практически весь центр Москвы выгорел в Великом пожаре. Оставшиеся дома можно пересчитать по пальцам. На востоке, около места пересечения рек Москвы и Яузы также все печально. Выгоревшие места никто не собирается восстанавливать.

1824 год.

-2

Генерал-майор Николай Хитрово (ударение на последний слог) выкупает здесь землю с остатками старых строений. На этом месте он строит себе новый дом, а остальное превращает в площадь, принявшую имя своего создателя – Хитровскую. Новое общественное пространство, где, как планировал Хитрово, будут расти цветы и гулять люди, быстро застраивают. На Хитровскую площадь приходят торговые ряды.

Хитровский рынок
Хитровский рынок

1860-ые года.

Огромное количество освободившихся от зависимости крестьян стекается в Москву. Этим людям надо где-то жить и работать. Они выбирают Хитровский рынок. Выросшие по бокам площади торговые ряды устроены так: снизу – лавки с товарами, сверху – сдача комнат в аренду. Но постепенно Хитровская площадь превратилась в своеобразное гетто. Здесь жили воры, спившиеся ремесленники, полуграмотные актеры, не нашедшие места в театре и занимающиеся переписыванием ролей и пьес. Местность, где постоянно происходят драки и убийства, мало напоминает красивую площадь, созданную Хитрово. Теперь это просто Хитровка.

Дом Ярошенко
Дом Ярошенко

1872 год.

Наследницей одного из самых старых зданий Хитровки – трехэтажного доходного дома - становится Елизавета Платоновна Ярошенко, жена брата талантливого художника Ярошенко, чьи картины мы можем найти в Третьяковской галерее. Она-то и решает, что дом можно разбить на маленькие квартиры, комнаты и уголки, которые сдавать по пятаку за ночь, а «номера» - по двугривенному:

«Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть «нумер», где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев»

Так описывал ночлежки в доме Ярошенко главный московский репортер, знаток жизни нищих и бродяг Владимир Гиляровский.

-5

1902 год.

На литературной арене России – новая звезда. Вышедший из низов, из какой-то деревни писатель Алексей Пешков, более известный как Максим Горький, создает пьесу о жизни бродяжников. Изначально он хотел назвать остросоциальную драму «Без солнца» или даже «На дне жизни», но редактор советует упросить. Просто и ясно - «На дне».

-6

Работа вызвала в обществе большой резонанс – раньше о таком не говорили. Про такие места и таких людей не знали, оставляя «заботу» о них полицейским и следователям, здесь не появлялись ни дворяне, ни мещане. Сенсацию нужно срочно вывести на сцену – считают Станиславский и Немирович-Данченко.

Но вот незадача – всем государственным театрам запрещено ставить Горького. Только вот МХТ-то частный. Первый частный театр в Москве. И спонсор его – купец-старообрядец Савва Морозов – тоже любит Горького.

Разумеется, это будет аншлаг. Единственный театр в стране играет самую резонансную пьесу года. Билетов не достать. На входе дежурит полиция. Но как играть этих опустившихся, отчаявшихся и потерявших всякую надежду людей? Как они разговаривают? Двигаются? Какой у них акцент и выражение лица? Вся труппа МХТ – люди интеллигентные, «на дне» ни разу не бывшие, а скромный Горький не может рассказать всего в лицах. И тогда Станиславский просит Гиляровского, известного репортажами про драки и пьяные убийства, познакомить труппу с другим миром. Они отправляются на Хитровку.

-7

Актеры пытаются быть приветливыми – они приносят бродяжникам водку и колбасу. Те с удовольствием кушают и рассказывают о своей жизни. Но застолье неожиданно перерастает в ссору:

«Они побагровели, перестали владеть собой и озверели. Посыпались ругательства, схватили – кто бутылку, кто табурет, замахнулись… Но тут бывший с нами Гиляровский крикнул громоподобным голосом пятиэтажную ругань, ошеломив сложностью ее конструкции не только нас, но и самих ночлежников. Они остолбенели от неожиданности, восторга и эстетического удовольствия. Настроение сразу изменилось. Начался бешеный смех, аплодисменты, овации, поздравления и благодарности за гениальное ругательство, которое спасло нас от смерти или увечья»

Должна сказать, что ругательства Гиляровского имели вполне серьезный вид. Просто посмотрите на него.

-8

В остальном экскурсия к низам общества состоялась отлично. Художник срисовал декорации, актеры понаблюдали движения и характеры. Премьера прошла с успехом.

На этом слава дома Ярошенко закончилась. Дом, где чуть не избили труппу МХТ, после революции превратили в коммунальные квартиры, где в детстве жили советский физик Николай Басов и актер Савелий Крамаров.

-9
-10

В искусстве дом Ярошенко появится потом лишь однажды – в фильме «Брат-2». Внимание на дверь.

-11

Та дверь, как, впрочем, и каменная кладка изначального строения и сейчас живы. Дом Ярошенко долгое время был аварийным. Несмотря на это, в нем продолжали жить люди. Некоторые живут тут династиями по сто лет. В данный момент дом восстанавливают на народные пожертвования. Вы тоже можете помочь, перечислив деньги фонду «Внимание», который занимается реставрацией дома Ярошенко.

Из личного архива автора
Из личного архива автора
Из личного архива автора
Из личного архива автора

Задонатить на ремонт дома Ярошенко можно здесь

#сквозь_призму_истории