Найти тему

Почему фильм “Серенада Солнечной Долины” нельзя смотреть никому.

Почему отношения между героями в фильме “Серенада Солнечной Долины” токсичные? Этим вопросом я задалась сразу, после того, как пересмотрела его в сознательном возрасте и поняла, что он оставил во мне совсем иные ощущения, нежели те, что я испытала в юном возрасте.

Афиша фильма.
Афиша фильма.

Для тех, кто не знаком с сюжетом:

Действие происходит в Нью-Йорке. На прослушивании оркестра знакомятся Тед (пианист оркестра) и Вивьен (звезда, солистка) и образуют пару. А перед тем, как отправиться на гастроли в Солнечную долину, оркестр в качестве рекламы принимает решение стать опекуном беженца из Восточной Европы, которым случайно становится не ребенок (как предполагали артисты), а взрослая девушка Карен. Далее образуется любовный треугольник, в котором, разумеется, верх берет с виду милейшее создание, но если покопаться и призадуматься, то истинный дьявол во плоти - Карен. Но давайте же сначала поближе познакомимся с главными героями.

Вивьен Доун.

Линн Бари в роли Вивьен Доун.
Линн Бари в роли Вивьен Доун.

Успешная вокалистка и перфекционистка, которая может позволить себе публичные капризы и повышенные требования к качеству аккомпанемента со стороны оркестра. Фильм начинается с того, что Вивьен не устраивает, что оркестр играет не в ее тональности. Она просила заранее переложить на несколько тонов выше, чего не было сделано. Качественно исполнить партию без микрофона, перекрикивая оркестр не в своей тональности очень тяжело и можно лишиться главного инструмента - своего голоса. Вивьен рвет ноты и ставит ультиматум, отказываясь петь с текущим оркестром. Концептуально данный сюжетный акцент сделан для того, чтобы представить Вивьен в не лучшем свете, чтобы у зрителя сформировалось о ней представление как об основном антагонисте фильма. На помощь приходит Тед, который очарован Вивьен и предлагает свой оркестр, который довольно легко исполняет партию так, что Вивьен остается всем довольна, после чего вся дружная команда собирается на гастроли на горнолыжный курорт. Остается сделать только одно дело - взять на себя обязательства по опекунству над беженцем.

Тед Скотт.

Джон Пейн в роли Теда Скотта.
Джон Пейн в роли Теда Скотта.

Пианист, культурист, красавчик и дамский угодник. Это на руку не только ему самому, но и всему оркестру, так как благодаря своему фасаду, ему удается убеждать и выбивать выгодные условия для всего оркестра. При этом, несмотря на фразу менеджера ансамбля Нифти “Тед будет в бешенстве, он не любит, когда что-то делают не так, как он хочет”, мы видим перед собой настоящего подкаблучника и крайне ветренного человека, который сегодня женится на одной, а завтра на другой, не узнав достаточно близко ни одну из героинь.

Карен Бенсон.

Норвежская фигуристка Соня Хени в роли Карен Бенсон.
Норвежская фигуристка Соня Хени в роли Карен Бенсон.

Беженка из Норвегии, позиционируется в фильме как очаровательная и наивная милашка, которая своим упорством и многогранностью личности добивается внимания Теда. О ней, как весьма спорном протагонисте я поговорю более подробно дальше.

Итак, пункт первый. У Карен напрочь отсутствует чувство стиля.

Какие-то деревенские узоры, вычурные объемные рукава, маечки в цветочек, в общем, базар-вокзал. Вивьен - образец стиля и классики, ее наряды выглядят актуальными даже сейчас, спустя почти век после выхода фильма. Но это не самое большое преступление. О них мы поговорим дальше.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Пункт второй. У Карен напрочь отсутствует чувство юмора.

При этом Вивьен отпускает крайне искрометные шуточки, приправляя их умеренным сарказмом в духе нашего времени. Это тоже слабо тянет на нормальное обвинение, поэтому дальше я уже буду приводить более весомые аргументы, почему Карен - дьявол.

Пункт третий. Карен очень много врет

Причем делает это постоянно, по поводу и без. В какой-то момент начинаешь сомневаться, действительно ли она умеет и готовить, и шить, и заниматься домашним хозяйством, так как этому нет никакого визуального подтверждения. Вивьен прямо говорит, что думает, что добавляет ей очков в жизни, но не в фильме.

Четвертый. В фильме нет ни одного подтверждения слов Карен делом.

Мы действительно ни разу не видим Карен ни за плитой, ни с веником. Единственное, что она делает руками - вставляет в рамку портрет Теда, и подписывает его “Карен от любящего Теда”, не состоя со своим “опекуном” на тот момент ни в каких отношениях. Зато мы видим, как хорошо та катается на лыжах и коньках, чего нельзя сказать о Вивьен. И это тоже скрыто предъявляется в упрек Вивьен. Однако любой нормальный человек понимает, что в Нью-Йорке, где та проводит бОльшую часть своего времени нет гор, по которым можно свободно рассекать в свободное от работы время. Не уметь танцевать польку тоже не самое страшное, что может позволить себе женщина такого уровня, как Вивьен.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Пятый. Карен весьма заурядная личность.

Тут мы плавно перетекаем к тому, что у Вивьен просто-напросто нет возможности заниматься чем-то в свободное время, оно у нее элементарно отсутствует. Гастроли, записи в студии, репетиции, концерты - откуда у нее должно хватать времени на спорт или домохозяйство? Она всю жизнь строила карьеру и добилась немалых успехов, за что ее следует скорее уважать, чем презирать.

Шестой. Карен ведет себя как психопат.

Карен постоянно хитрит, ей плевать на других, на первый план выходят исключительно ее желания и интересы. Даже знакомство с этим персонажем начинается с того, что каким-то подозрительным образом место ребенка-сироты, который действительно нуждается в помощи и опекунстве занимает она - взрослая девушка, которая в состоянии позаботиться о себе самостоятельно. Как у нее это получилось - никому неизвестно, но лично я склонна додумывать про какие-нибудь махинации с документами. Что касается Вивьен, то та абсолютно спокойно относится к тому, что кто-то любит лыжи, а кто-то нет. Кто-то танцует польку, а кто-то пьет в это время шампанское. Потому что Америка родина демократии, и здесь каждый делает себя сам и делает то, что считает нужным.

Гленн Миллер (второй слева) и оркестр (на заднем плане).
Гленн Миллер (второй слева) и оркестр (на заднем плане).

Седьмой. Карен чувствует чужие слабости и активно этим пользуется ради собственной выгоды.

При этом, Вивьен никому ничего не навязывает и не навязывается, это абсолютно спокойный, самодостаточный и целостный персонаж. Ей не нужно ни под кого подстраиваться и искать себе союзников, потому что от нее исходит аура как от очень сильного духом и характером человека. Чего нельзя сказать о Теде. Уверенный в себе человек никогда не позволит через каждые пять минут хвататься за себя руками, всюду преследовать себя в том числе после прямой просьбы так не делать, и так нагло нарушать личное пространство, как это делает Карен, которая хочет во что бы то ни стало иметь полную власть над человеком, полностью поглотив его своим вниманием и псевдо-опекой. И эта, с виду милая навязчивость Карен представляет собой нечто иное как моральное насилие над человеком, в реальности ведущее к абьюзу и созависимости.

И, наконец, восьмой пункт. Эта парочка друг друга стоит.

Когда Тед делает предложение Вивьен, ничего про нее толком не зная, та, совершенно резонно предлагает повременить. И это самое мудрое решение, которое можно было принять в этой ситуации, потому что Тед на протяжении всего фильма демонстрирует крайне ведомое и бесхребетное поведение. Ему довольно просто навязать всё - начиная с самого факта опекунства, заканчивая всем тем, что вытворяла с ним Карен. Особенно поразило, когда ближе к концу фильма, застряв в хижине в горах по вине Карен, которая специально сломала лыжу, чтобы остаться наедине с Тедом и тот об этом знает. Он хоть и бесится немного, но спустя буквально пару минут уже оттаивает и танцует с ней медляк, подпевая своему же оркестру, чью композицию исполняют по радио. Композицию, под которую в начале фильма он очаровывается Вивьен. Кстати в этой же сцене мы слышим, что у Карен нет ни слуха, ни голоса. Она хоть и пытается подражать Вивьен, звучит это смешно.

Финальная сцена, где новоиспеченных влюбленных находит поисковой отряд во главе с Вивьен и Нифти, совсем не вяжется с каким-либо уважением к человеческому достоинству. Мы видим вполне резонный взрыв эмоций Вивьен, которая вместо того, чтобы принимать ванную и ложиться спать, (ведь завтра на работу), лазает ночью по горам в поисках своего непутевого жениха, который застрял там по вине хитрой авантюристки, подстроившей весь этот цирк. После объявления о том, что это ее бесит и участвовать в нем она больше не планирует, она спотыкается и падает. Был бы это ситком, мы бы услышали закадровый смех, чтобы окончательно дискредитировать персонажа. Фу.

Кадр из фильма. Справа - комик Милтон Берл в роли менеджера Нифти Аллена.
Кадр из фильма. Справа - комик Милтон Берл в роли менеджера Нифти Аллена.

Чью сторону принимать в этом фильме - этот вопрос остается спорным. Когда мне было 10-12 лет, разумеется, я все воспринимала так, как задумал автор. Карен - хорошая, Вивьен - плохая, Тед - принц на белом коне. Но сейчас я даже рада, что все так сложилось у этих героев. Была бы вторая часть фильма, мы бы обязательно увидели, как Тед продолжает увлекаться все новыми и новыми дамами из шоу-бизнеса и ходит с ними в свет, а Карен сидит дома за вышиванием и встречает мужа с расспросами о том “как прошел день”, толстеет и теряет всякую индивидуальность. Собственно, было бы чему удивляться.

Тем не менее, фильм оставляет позитивное впечатление. Невозможно не улыбаться, видя отточенные музыкальные номера, и слыша знаменитые мелодии грандиозного оркестра Глена Миллера. Так что пусть сюжет расходится с современной политкорректностью, от этого фильм не становится хуже, а наоборот, не перестает быть актуальным даже спустя почти век после его выхода на экраны.