Найти тему
Chess-News Шахматы

"Капабланка поморщился и поход в кино отменил" Генна Сосонко: "Цирк"

Оглавление

01.08.2020

Генна Сосонко

Начало здесь

Яков Герасимович Рохлин опекал Капабланку во время московских турниров тридцатых годов, проводя с ним немало времени. Он рассказывал, как однажды в ресторан гостиницы «Метрополь» вошел чернокожий молодой человек – большая диковинка по тем временам в России – и был посажен  за соседний с ними столик. Капа, по словам Рохлина, помрачнел, прекратил есть, потом скомкал салфетку, бросил на стол и вышел зала.

В другой раз, тоже в 1936 году, в выходной на турнире день Рохлин предложил кубинцу отправиться в кино, где с огромным успехом шел только что вышедший на экраны новый советский фильм.

«Язык не играет особой роли», - уговаривал Капабланку Рохлин, - много музыки, песен, да и главную роль играет искрометная блондинка…»

На подходе к кинотеатру они увидели щит с огромным рекламным постером, на котором была изображена главная героиня вместе с сыном – очаровательным негритенком. «Что это?» - спросил изумленный Капабланка.

По сюжету фильма американская актриса, которую играла Любовь Орлова, бежит из страны, где подвергается преследованиям из-за  чернокожего сына. Она попадает в советский цирк и решает навсегда остаться в стране, где «нет ни черных, ни цветных», и где, согласно словам песни, исполнявшейся в фильме, «так вольно дышит человек». Один из узловых эпизодов –  зрители цирка передают из рук в руки чернокожего малыша, спасая его от разъяренного антрепренера-расиста. Но до всего этого дело не дошло. Увидев афишу, Капабланка поморщился, поход в кино отменил, и сколько его Рохлин ни уговаривал, на фильм так и не пошел.

И что? Аннулировать из-за этого победу Капабланки в том московском турнире? Запретить переигрывать его партии, а книги подвергнуть публичному сожжению? А может, задуматься над собственными словами кубинца: «Мой стиль игры ни в коей мере не отражает мое южное происхождение»? Х-мм…Что хотел сказать этим третий чемпион мира?

Бывая на Кубе только наездами, Хосе-Рауль Капабланка в двадцатых-тридцатых годах прошлого века постоянно жил в Нью-Йорке. Там же пребывал, оставаясь советским гражданином, знаменитый изобретатель Лев Термен. Запатентовавший множество изобретений и быстро сделавший миллионное состояние, он входил тогда в список двадцати пяти самых знаменитых людей мира. Термен был крайне популярен в Нью-Йорке: в круг его знакомых входили Джон Рокфеллер и будущий президент США Эйзенхауэр; а в шестиэтажной студии Термена в самом центре города бывали Джордж Гершвин, Морис Равель, Яша Хейфец, Иегуди Менухин, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн.

Лев Сергеевич Термен (1896-1993) – изобретатель, физик, музыкант.
Лев Сергеевич Термен (1896-1993) – изобретатель, физик, музыкант.

В 1935 году Термен развелся со своей русской женой и женился на чернокожей солистке балета Лавинии Уильямс. Сенсация! Шок! Двери всех домов в Нью-Йорке тут же закрылись для четы Терменов.

«Многие инвесторы и спонсоры отвернулись от него. В те времена подобные браки не приветствовались американским обществом», - вспоминала много лет спустя Лавиния Уильямс. В действительности же это был крах всего. В 1938 году Термена отозвали обратно в Москву, не позволив взять с собой жену, и хотя Лев Термен дожил почти до ста лет, супруги больше никогда не виделись. Вернувшись в Советский Союз, Лев Сергеевич отделался только тюремной отсидкой, пусть и длительной. Он пережил всё и уже после перестройки читал лекции в Стэнфорде.

Не может быть, чтобы постоянно живший в Нью-Йорке Капабланка не знал о нашумевшей женитьбе Термена, тем более что об этой истории писали тогда во всех американских таблоидах. Не исключено, что Капабланка тоже был знаком с Львом Терменом и даже бывал в его студии, хотя никаких cведений об этом ни в биографии Капабланки, ни в воспоминаниях его жены Ольги найти не удалось.

Русскоязычное общество Нью-Йорка тоже резко отрицательно отнеслось к этому браку. Но что думал Капа и сама Ольга об этой женитьбе, нам знать не дано. К сожалению, когда автор встречался и разговаривал с Ольгой Евгеньевной в Нью-Йорке, он даже не слышал о знаменитом изобретателе.

Нью-Йорк 1984
Нью-Йорк 1984

Давая оценку поступкам шахматного короля, глядя на них из XXI века, никогда нельзя забывать об эпохе, в которую ему выпало жить, и о менталитете, господствовавшем в то время.

Тем более не следует судить по критериям сегодняшнего дня о царе Соломоне, Аристотеле, или Колумбе. А почему это, если не принимать всерьез известный мюзикл, у Христа не было ни одного черного Апостола? Расизм!

Продолжение

* * *

Спасибо за уделённое время. Если понравилась публикация, не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал.