Дениза, героиня романа Эмиля Золя "Дамское счастье", после смерти родителей приезжает в Париж, чтобы при содействии дяди устроиться на работу и прокормить двух младших братьев.
Вот так все трое выглядели утром своего самого первого дня в столице: "И они замерли, прижавшись друг к другу; все трое были в черном: они донашивали старую одежду - траур по отцу".
Платье Денизы было из шерстяной ткани, сильно обветшавшее от ежедневного ношения. И хотя в "Дамском счастье" ей полагалось носить форму, она продолжала надевать старое шерстяное платье по неформальным поводам.
Как-то весной, после нескольких месяцев службы, Дениза приняла приглашение коллеги Полины отправиться за город. "Поскольку двадцать пять франков жалованья, которые получала Дениза в месяц, поглощались детьми, она смогла лишь слегка освежить свое старое черное шерстяное платье, отделав его оборкой из поплина в мелкую клетку; она сама смастерила себе шляпку, обтянув каркас шелком и украсив ее голубой лентой". Дениза, судя по всему, вовсе не намерена носить траур вечно: переделка старого платья, единственной ниточки, связывающей ее с прежней жизнью в провинции, говорит о готовности девушки приобщиться уже к новой жизни - вот только беспросветная бедность мешает ей купить новое платье и хотя бы почаще выезжать на прогулки с Полиной или с младшим из братьев.
Основные требования к траурному платью середины XIX века заключались в цвете (черный) и выделке материи (только матовые ткани). Как пишет Юлия Демиденко в статье "Смерть им к лицу" ("Теория моды", 2011 №20), среди траурных тканей преобладал черный креп, разные виды шерсти и черный матовый шелк. Через год вдова могла добавить в свой гардероб бархат, ленты, кружева, а ближе ко второму году могла носить цвета полутраура: лиловый и серый. Для дочери правила были мягче, так что даже с самых предвзятых позиций Дениза ничего не нарушает.
Но черное сиротское платье Денизы противопоставлено ее форменному черному платью. Вроде бы цвет тот же - но и для героини, и для читателя это два разных черных.
Как пишет Джон Харви в книге "Люди в черном", официальность и скорбь в это время облекаются в похожие одежды. Черный цвет повседневной одежды слуг и служащих (в данном случае, униформа продавщиц магазина) своей скромностью близок к одежде вдов и сирот, чей статус определяется понесенной ими потерей. Еще одна скромная во всех отношениях литературная героиня, которая всегда носит черный, это Джен Эйр. Родителей она потеряла так давно, что вряд ли носит по ним траур - но черный это приличный цвет для сироты, которая зарабатывает себе на жизнь сама.
Форменное платье Денизы более нарядное, чем сиротское. Правда, ее подруге Полине повезло меньше: в полотняном отделе продавщицы носят шерстяную униформу, в то время как в отделе готового платья щеголяют в шелковой, да еще и довольно кокетливого кроя. Еще только придя наниматься в магазин, Дениза обратила внимание на черные шелковые платья, с кокетливо приподнятым сзади кринолином. Облачившись же в униформу сама, она совсем растерялась, так как шелковая юбка громко шелестела, а Дениза никогда раньше не носила шелк и очень стеснялась шума, который, как ей казалось, она издавала.
Между двумя черными платьями Денизы большая разница. Метафизически, сиротское платье связано с ее провинциальным сентиментальным прошлым, которое, без сомнения, не было простым, но не сравнится с жестко регламентированной службой в парижском магазине. Униформа в первую очередь призвана дисциплинировать тело. Дениза сразу отмечает, что при всех недостатках девиц из отдела, они прекрасно вышколены, ловко передвигаются среди шкафов и полок и никогда не позволяют себе садиться на стулья, предназначенные для покупательниц.
При этом между черным цветом сиротского платья и черной служебной униформой тоже есть своя семантическая связь.