Чамалинцы, или чамалалы, живут на территории Дагестана и Чечни. Во время переписи населения 2010 года к этому этносу отнесли себя лишь 24 жителя нашей страны, на основании чего народ признали одним из самых малочисленных в России. Однако это не так. Все дело в том, что во время переписи населения большинство чамалинцев причислили себя к аварцам.
Территория проживания и численность
Чамалинцы компактно проживают в 29 селениях и хуторах Дагестана, с населением около 7 тыс. человек. Всего в России проживает около 10 тыс. чамалалов. В основном чамалинцы живут в Цумадинском районе, где составляют 45% его населения. Основные места их проживания в районе – села Нижнее и Верхнее Гаквари, Гадири, Цумада, Гигатль. Чамалинцы также обосновались в переселенческих селах Бабаюртовского района – Аркагестен, Забо, Кумулин, Шава, Терек, Эсси, Шугури. Часть чамалинцев с населением около 2 тыс. человек – проживает в Шаройском районе Чечни. Наиболее крупное их поселение в этом регионе – село Кенхи. Чамалинцы также проживают в Саудовской Аравии и в Турции.
Соседями чамалалов на севере являются годоберинцы, на западе - чеченцы, грузины, на юге - аварцы, хваршины, на востоке - тиндалы, багулалы.
Территория расселения чамалалов простирается на 12 км по склонам левобережья р. Андийское Койсу по Южному скату Андийского хребта. Она изрезана ущельями, ручьями, сливающимися в р. Андийское Койсу. Территорию отличает богатый растительный и животный мир. Среди чамалалов распространена охота на куропаток.
Чамалинский язык
У чамалинцев существует собственный язык, происхождение которого пока остается загадкой, которую пытаются разгадать лингвисты из России и Германии. В 1999 году в Дагестане был издан первый и пока единственный чамалинский словарь. Язык относится к андийской подгруппе аваро-андо-цезской группы нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи языков.
Самым близким к чамалальскому является багулальский и тиндинский языки. Также наблюдается определённое влияние годоберинского языка на гигатлинский диалект.
Чамалинец Магомед Абдулхабиров, ныне руководящий московской клиникой, так вспоминает свой родной язык:
Моя чамалинскость не мешает мне понимать и любить другие этносы, но мне хотелось бы чтобы в будущих столетиях не потерялся бы чамалинский язык и чамалинский народ. А такой грустный исход вполне предсказуем при нынешней глобализации и отсутствия государственного внимания к чамалинцам и их языку. Во сне я часто бываю в своем ауле, порой ищу могилу своего отца. Не нахожу ее, ибо все разворочено. И языка гакваринцев я не узнаю. В холодном поту просыпаюсь…
Каждый (!) год я еду в Гаквари, чтобы наслаждаться чамалинским языком, добротой людей. Я попадаю в мир лингвистического исцеления от фонетики и мелодичности родного языка. Здесь я сердцем прижимаюсь к вершинам, ущельям, камням, водопадам и родникам. Но эти красоты остаются вне внимания туристических, альпинистических и экологических фирм Дагестана, России и других стран. Здесь не строят дворцов и роскошных баз. Здесь услада для орлов, горных туров и открытых людей.
Происхождение
На чамалинском языке слово «чама» означает «курага». Предки чамалинцев придумали такой способ сохранения фруктов на зиму — сушили абрикосы, готовили курагу. Поэтому есть версия, что от слова "чама" произошло и название "чамалинцы".
Еще одна легенда рассказывает о трех братьях, которые когда-то пришли в эти земли и основали первые поселения на разных берегах реки Андийское Койсу, — от них якобы и пошли чамалинцы, багвалинцы и тиндинцы, которые сегодня живут в Цумадинском районе. Эти народы говорят каждый на своем языке, а чтобы понять друг друга, переходят на аварский или русский. На самом деле о происхождении чамалинцев известно немного.
Одни говорят, что чамалинцы — выходцы из Грузии, другие — что из Кавказской Албании, третьи — из Балкарии, четвертые — из Чечни, но единого мнения нет.
Общество “Чамалал” упоминается в источниках только в XVIII в., однако территория их заселена человеком с каменного века. Начиная с I тыс. до н.э. общество входило в состав федерации Дидури, а в последующем в политический союз Дидо. В состав союза сельских обществ Чамалал входили Гадиринское, Гакваринское, Цумадинское, Гигатлинское, Кенхинское сельские общества. Управление осуществлялось выборными старшинами, легко сменяемыми, если “оные не полюбятся”. Этот союз просуществовал вплоть до окончательного присоединения чамалалов к России в XIX в. После вхождения в состав России чамалалы были включены в ведомство начальника Каратино- Технуцальского участка Андийского округа. После революции, в 1929 г., был организован Цумадинский р-н, куда были включены все чамалальские селения за исключением сел. Кенхи и близлежащих хуторов, отошедших к Чечне.
Чамалинец Магомед Абдулхабиров, так отзывается о своем происхождении:
Я давно чувствую себя россиянином, дагестанцем, аварцем и чамалинцем. В России, к сожалению, нет официальной графы «россиянин» или «дагестанец». Поэтому во время переписи населения я всегда указываю свою национальность как «чамалинец-аварец». И не надо с меня требовать «или-или» (или аварец или чамалинец), а нужно оценивать мою уникальность как «и-и» (и аварец, и чамалинец). И «чистокровным» аварцам надо бы с большим вниманием относиться ко всем проблемам к аварцам с расширенной этничностью. Не стоит лишать меня моей этнической уникальности и обкрадывать мое этническое богатство.
Традиционное хозяйство
Для чамалалов характерен скотоводческо-земледельческий тип хозяйства, в котором преобладает отгонная форма овцеводства, а земледелие играет второстепенную роль. Традиционно сеяли из зерновых: озимый ячмень, озимую пшеницу, кукурузу (начиная с XIX в.).
Своего хлеба на целый год не хватало, и его приобретали на низменности, обменивая на продукты животноводства (сыр, масло, шкуры и т.д.). Развито было в горной долине и садоводство (яблоки, груши, сливы, абрикосы, хурма), и частично виноградарство. Большинство продуктов садоводства и виноградарства шли на обмен на хлебопродукты.
В 1978 г. сюда из высокогорий Киргизии привезли яков (сейчас их поголовье выросло до 15 000). Они хорошо прижились в условиях гор Дагестана и Чечни.
Мужская одежда состояла из нижней рубахи, штанов, бешмета, черкески, шубы, куртки-безрукавки, куртки с рукавами, бурки, овчинной папахи, обуви из сыромятной кожи и войлока, вязанных шерстяных носков. Атрибутами традиционной женской одежды были нательная рубаха, платье темной расцветки, штаны, различные шубы; головным убором служили чухта, платки.
Кухонную посуду - ложки, миски, корыта для замешивания теста, шумовку и т.д. - готовили местные мастера из дерева. Изделия из металла закупались на рынках.
Существенный элемент культуры чамалалов - народная медицина. В ней широко использовались лекарственные травы: зверобой, тмин, чабрец (тимьян ползучий), крапива, конский щавель, мята и др. Широко было распространено и знахарство.
Свадебные традиции
В свадебной обрядности чамалалов много общедагестанских черт, однако много и оригинальных черт, указывающих на то, что выбор и желание женщины были в приоритете.
Например, раньше у чамалалов бытовал интересный свадебный обычай: девушка могла потребовать брака с любым мужчиной села, если он при случайной или и преднамеренной встрече загородит ей дорогу или слегка дотронется до нее. После объявления о случившемся, родственники девушки требовали брака, а она сама, до начала переговоров о сватовстве оставалась в доме «оскорбителя».
Можно отметить также обычай давать окончательный ответ стороной невесты только после третьего посещения сватов, обряд “закрепления” сговора с посещением невесты сестрой жениха с кольцом и серьгами, а затем тремя его родственниками с бараном, на рогах которого были платок, платья.
Для свадебных церемоний характерны проведение обряда “покупки” невесты отдачей названного выкупа, демонстрация невестой нежелания уходить из родительского дома, привязывание подружками невесты к одежде представителей жениха разных тряпок и высмеивание их.
Во дворе невесты разыгрывалась и сценка “выбора” невесты. Для этого наряжали несколько девушек - ровесниц невесты. Представитель жениха, главным образом его брат или друг, должен был указать на невесту, которая находилась тут же. Если он не угадывал, то платил штраф. Этот обряд напоминает некоторые русские сказки, в которых жених должен был угадать кто из заколдованных невест является его суженной.
Самый близкий друг жениха вел шуточный диалог с девушками, родственницами невесты. Они отпускали колкости в адрес пришедших, жениха и его родственников. В это время друг давал деньги всем участницам этой процедуры. Перед самой отправкой обратно в дом жениха они набрасывались на парней - жениховых представителей - с деревянными ножами, рвали на них одежду, царапали лицо.
Для свадьбы чамалалов характерны оригинальное присловье при мазании лица невесты: «чтобы выиграла в хозяйстве и проиграла мужу»; В брачную ночь велась борьба невесты с женихом и если жених потерпел неудачу, об этом извещали все село установлением катка на крыше “на попа”. При посещении невестой родника на следующее утро ее лицо мазали курдючным жиром в целях защиты от зла и обеспечения достатка.
Похороны
В похоронном ритуале преобладала мусульманская обрядность. Хоронили умерших в день смерти, а если умер после обеда, то похороны откладывали на следующий день.
Обычаи и традиции
У чамалалов существует «гвай» — обряд взаимопомощи. Если кто-то в селе начинает большую работу — строит дом, делает ремонт или готовит большое угощение, к нему тут же присоединяются соседи, родственники, просто односельчане. Каждый считает себя обязанным помочь. Никто никого не просит, не зовет, люди собираются сами.
"Большое угощение" готовят, к приезду гостей. И вовсе не потому, что гости в горском селении такое уж редкое явление — просто так заведено.
Посмотрите совершенно уникальное видео, где запечатлены древнейшая традиция чамалинцев, — праздник первой борозды. Этот праздник уходит своими корнями в глубокую древность.
Бык и баранка на рогах — непременная часть традиции, направленная на плодородие. Необычно, что в пахаря кидают снежки (в других селах его обливают водой). Женщина идет впереди быка и бросает зерна на вспаханную землю. На видео вы также увидите зикр, который является чеченской традицией и не распространен среди других народов Дагестана. Другая интересная деталь — большой хлеб квадратной формы.
После проведения борозды начинаются состязания по волейболу, прыжкам в длину, метанию камня и вольной борьбе, которые идут два дня.
Канатоходцы демонстрируют очень необычные навыки. Об этой традиции народов Дагестана подробнее читайте тут >
Богато представлено духовное наследие чамалалов в обрядах, традициях, обычаях, одним из которых был обряд “вызова” дождя. Во время засухи все жители селений шли к озеру около гадаринской горы, резали жертвенного жеребенка, кровь пускали в озеро, голову также бросали туда и читали молитвы, обращенные к божеству, чтобы тот послал дождь.
Улочки в Нижнем Гаквари взбираются в гору, вьются между каменными домами — многие из них построены еще в позапрошлом веке. На одной из таких улиц в каменной нише бьет родник — к нему, как и 100 лет назад, с большими кувшинами идут женщины. Казалось бы, нужды в том нет, водопровод теперь есть в каждом доме, да только вода из родника — вкусная, "живая".
В селе Нижнее Гаквари есть особый памятник, посвященный осиротевшим хуторам. Его установили два года назад по инициативе выходца из села, московского врача-травматолога и общественного деятеля Магомеда Абдулхабирова. На плите из черного мрамора высечены названия более сотни опустевших горных хуторов. Надпись на памятнике сделана на четырех языках — чамалинском, аварском, русском и английском.
Связь чамалалов с другими народами
Связь чамалалов с другими народами и прежде всего с аварцами уходит в глубь веков. Аварцы арендовали земельные угодья чамалалов. Особенно тесные связи были с обществом Ункратль, население которого считается выходцами из аварских обществ.
Поддерживали чамалалы связь и с чеченцами. Нынешнее чеченское сел. Чадыри некогда считалось чамалальским. Чеченцы-земледельцы помогали чамалалам, снабжая их зерном в обмен на продукты животноводства. Интенсивные связи существовали между чамалалами и годоберинцами. Свидетельство тому - общность святыни Анжука, находящейся в села Годобери. Жители села Гигатли считают Анжука своим сельчанином, якобы по воздуху перелетевшим в Годобери.
Чамалалы имели контакты с лакцами. Широкой популярностью пользовались у них керамические изделия, с которыми приходили к ним торговцы из селений Балхар, Кумух. Свои ювелирные изделия привозили к чамалалам и кубачинцы. Чамалалы приобретали саженцы для своих садов в лезгинском селе Касумкент. Существовали давние связи и с грузинами: происхождение многих тухумов чамалалов связывается с выходцами из Грузии.
Читайте также: