Найти тему
Этноmix

Чамалалы — народ Дагестана

Оглавление

Чамалинцы, или чамалалы, живут на территории Дагестана и Чечни. Во время переписи населения 2010 года к этому этносу отнесли себя лишь 24 жителя нашей страны, на основании чего народ признали одним из самых малочисленных в России. Однако это не так. Все дело в том, что во время переписи населения большинство чамалинцев причислили себя к аварцам.

Территория проживания и численность

Чамалинцы компактно проживают в 29 селениях и хуторах Дагестана, с населением около 7 тыс. человек. Всего в России проживает около 10 тыс. чамалалов. В основном чамалинцы живут в Цумадинском районе, где составляют 45% его населения. Основные места их проживания в районе – села Нижнее и Верхнее Гаквари, Гадири, Цумада, Гигатль. Чамалинцы также обосновались в переселенческих селах Бабаюртовского района – Аркагестен, Забо, Кумулин, Шава, Терек, Эсси, Шугури. Часть чамалинцев с населением около 2 тыс. человек – проживает в Шаройском районе Чечни. Наиболее крупное их поселение в этом регионе – село Кенхи. Чамалинцы также проживают в Саудовской Аравии и в Турции.

Соседями чамалалов на севере являются годоберинцы, на западе - чеченцы, грузины, на юге - аварцы, хваршины, на востоке - тиндалы, багулалы.

Территория расселения чамалалов простирается на 12 км по склонам лево­бережья р. Андийское Койсу по Южному скату Андийского хребта. Она изреза­на ущельями, ручьями, сливающимися в р. Андийское Койсу. Территорию отличает богатый растительный и животный мир. Среди чамалалов распространена охота на куропаток.

Чамалинский язык

У чамалинцев существует собственный язык, происхождение которого пока остается загадкой, которую пытаются разгадать лингвисты из России и Германии. В 1999 году в Дагестане был издан первый и пока единственный чамалинский словарь. Язык относится к андийской подгруппе аваро-андо-цезской груп­пы нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи языков.

Самым близким к чамалальскому является багулальский и тиндинский языки. Также наблюдается определённое влияние годоберинского языка на гигатлинский диалект.

-3

Чамалинец Магомед Абдулхабиров, ныне руководящий московской клиникой, так вспоминает свой родной язык:

Моя чамалинскость не мешает мне понимать и любить другие этносы, но мне хотелось бы чтобы в будущих столетиях не потерялся бы чамалинский язык и чамалинский народ. А такой грустный исход вполне предсказуем при нынешней глобализации и отсутствия государственного внимания к чамалинцам и их языку. Во сне я часто бываю в своем ауле, порой ищу могилу своего отца. Не нахожу ее, ибо все разворочено. И языка гакваринцев я не узнаю. В холодном поту просыпаюсь…
Каждый (!) год я еду в Гаквари, чтобы наслаждаться чамалинским языком, добротой людей. Я попадаю в мир лингвистического исцеления от фонетики и мелодичности родного языка. Здесь я сердцем прижимаюсь к вершинам, ущельям, камням, водопадам и родникам. Но эти красоты остаются вне внимания туристических, альпинистических и экологических фирм Дагестана, России и других стран. Здесь не строят дворцов и роскошных баз. Здесь услада для орлов, горных туров и открытых людей.

Происхождение

На чамалинском языке слово «чама» означает «курага». Предки чамалинцев придумали такой способ сохранения фруктов на зиму — сушили абрикосы, готовили курагу. Поэтому есть версия, что от слова "чама" произошло и название "чамалинцы".

Еще одна легенда рассказывает о трех братьях, которые когда-то пришли в эти земли и основали первые поселения на разных берегах реки Андийское Койсу, — от них якобы и пошли чамалинцы, багвалинцы и тиндинцы, которые сегодня живут в Цумадинском районе. Эти народы говорят каждый на своем языке, а чтобы понять друг друга, переходят на аварский или русский. На самом деле о происхождении чамалинцев известно немного.

Одни говорят, что чамалинцы — выходцы из Грузии, другие — что из Кавказской Албании, третьи — из Балкарии, четвертые — из Чечни, но единого мнения нет.

Общество “Чамалал” упоминается в источниках только в XVIII в., однако территория их заселена человеком с каменного века. Начиная с I тыс. до н.э. общество входило в состав федерации Дидури, а в последующем в политический союз Дидо. В состав союза сельских обществ Чамалал входили Гадиринское, Гакваринское, Цумадинское, Гигатлинское, Кенхинское сельские общества. Управление осуществлялось выборными старшинами, легко сменяемыми, если “оные не полюбятся”. Этот союз просуществовал вплоть до оконча­тельного присоединения чамалалов к России в XIX в. После вхождения в со­став России чамалалы были включены в ведомство начальника Каратино- Технуцальского участка Андийского округа. После революции, в 1929 г., был организован Цумадинский р-н, куда были включены все чамалальские селения за исключением сел. Кенхи и близлежащих хуторов, отошедших к Чечне.

Чамалинец Магомед Абдулхабиров, так отзывается о своем происхождении:

Я давно чувствую себя россиянином, дагестанцем, аварцем и чамалинцем. В России, к сожалению, нет официальной графы «россиянин» или «дагестанец». Поэтому во время переписи населения я всегда указываю свою национальность как «чамалинец-аварец». И не надо с меня требовать «или-или» (или аварец или чамалинец), а нужно оценивать мою уникальность как «и-и» (и аварец, и чамалинец). И «чистокровным» аварцам надо бы с большим вниманием относиться ко всем проблемам к аварцам с расширенной этничностью. Не стоит лишать меня моей этнической уникальности и обкрадывать мое этническое богатство.

Традиционное хозяйство

Для чамалалов характерен скотоводческо-земледельческий тип хозяйства, в котором преобладает отгонная форма овцеводства, а земледелие играет вто­ростепенную роль. Традиционно сеяли из зерновых: озимый ячмень, озимую пшеницу, кукурузу (начиная с XIX в.).

Своего хлеба на целый год не хватало, и его приобретали на низменности, обменивая на продукты животноводства (сыр, масло, шкуры и т.д.). Развито бы­ло в горной долине и садоводство (яблоки, груши, сливы, абрикосы, хурма), и частично виноградарство. Большинство продуктов садоводства и виноградарст­ва шли на обмен на хлебопродукты.

В 1978 г. сюда из высокого­рий Киргизии привезли яков (сейчас их поголовье выросло до 15 000). Они хо­рошо прижились в условиях гор Дагестана и Чечни.

Традиционная обувь
Традиционная обувь

Мужская одежда состояла из нижней рубахи, штанов, бешмета, черкески, шубы, куртки-безрукавки, куртки с рукавами, бурки, овчинной папахи, обуви из сыромятной кожи и войлока, вязанных шерстяных носков. Атрибутами тради­ционной женской одежды были нательная рубаха, платье темной расцветки, штаны, различные шубы; головным убором служили чухта, платки.

Кухонную посуду - ложки, миски, корыта для замешивания теста, шумовку и т.д. - готовили местные мастера из дерева. Изделия из металла закупались на рынках.

Существенный элемент культуры чамалалов - народная медицина. В ней широко использовались лекарственные травы: зверобой, тмин, чабрец (тимьян ползучий), крапива, конский щавель, мята и др. Широко было распространено и знахарство.

-8

Свадебные традиции

В свадебной обрядности чамалалов много общедагестанских черт, однако много и оригинальных черт, указывающих на то, что выбор и желание женщины были в приоритете.

Например, раньше у чамалалов бытовал интересный свадебный обычай: девушка могла потребовать брака с любым мужчиной села, если он при случайной или и преднамеренной встрече загородит ей дорогу или слегка дотронется до нее. После объявления о случившемся, родственники девушки требовали брака, а она сама, до начала переговоров о сватовстве оставалась в доме «оскорбителя».

-9

Можно от­метить также обычай давать окончательный ответ стороной невесты только после тре­тьего посещения сватов, обряд “закрепления” сговора с посещением невесты сест­рой жениха с кольцом и серьгами, а затем тремя его родственниками с бараном, на рогах которого были платок, платья.

Для свадебных церемоний характерны про­ведение обряда “покупки” невесты отдачей названного выкупа, демонстрация не­вестой нежелания уходить из родительского дома, привязывание подружками не­весты к одежде представителей жениха разных тряпок и высмеивание их.

Во дво­ре невесты разыгрывалась и сценка “выбора” невесты. Для этого наряжали не­сколько девушек - ровесниц невесты. Представитель жениха, главным образом его брат или друг, должен был указать на невесту, которая находилась тут же. Ес­ли он не угадывал, то платил штраф. Этот обряд напоминает некоторые русские сказки, в которых жених должен был угадать кто из заколдованных невест является его суженной.

Каванди
Каванди

Самый близкий друг жениха вел шу­точный диалог с девушками, родственницами невесты. Они отпускали колкости в адрес пришедших, жениха и его родственников. В это время друг давал деньги всем участницам этой процедуры. Перед самой отправкой обратно в дом жениха они набрасывались на парней - жениховых представителей - с деревянными ножа­ми, рвали на них одежду, царапали лицо.

Для свадьбы чамалалов характерны оригинальное присловье при мазании лица невесты: «чтобы выиграла в хозяйстве и проиграла мужу»; В брачную ночь велась борьба невесты с женихом и если жених потерпел неудачу, об этом извещали все село ус­тановлением катка на крыше “на попа”. При посещении невестой родника на следующее утро ее лицо мазали курдючным жиром в целях защиты от зла и обеспечения достатка.

Похороны

В похоронном ритуале преобладала мусульманская обрядность. Хоронили умерших в день смерти, а если умер после обеда, то похороны откладывали на следующий день.

Обычаи и традиции

У чамалалов существует «гвай» — обряд взаимопомощи. Если кто-то в селе начинает большую работу — строит дом, делает ремонт или готовит большое угощение, к нему тут же присоединяются соседи, родственники, просто односельчане. Каждый считает себя обязанным помочь. Никто никого не просит, не зовет, люди собираются сами.

"Большое угощение" готовят, к приезду гостей. И вовсе не потому, что гости в горском селении такое уж редкое явление — просто так заведено.

Посмотрите совершенно уникальное видео, где запечатлены древнейшая традиция чамалинцев, — праздник первой борозды. Этот праздник уходит своими корнями в глубокую древность.

Бык и баранка на рогах — непременная часть традиции, направленная на плодородие. Необычно, что в пахаря кидают снежки (в других селах его обливают водой). Женщина идет впереди быка и бросает зерна на вспаханную землю. На видео вы также увидите зикр, который является чеченской традицией и не распространен среди других народов Дагестана. Другая интересная деталь — большой хлеб квадратной формы.

После проведения борозды начинаются состязания по волейболу, прыжкам в длину, метанию камня и вольной борьбе, которые идут два дня.

Канатоходцы демонстрируют очень необычные навыки. Об этой традиции народов Дагестана подробнее читайте тут >

Богато представлено духовное наследие чамалалов в обрядах, традициях, обычаях, одним из которых был обряд “вызова” до­ждя. Во время засухи все жители селений шли к озеру около гадаринской горы, резали жертвенного жеребенка, кровь пускали в озеро, голову также бросали туда и читали молитвы, обращенные к божеству, чтобы тот по­слал дождь.

Бездонное озеро, над селом верхнее Гаквари
Бездонное озеро, над селом верхнее Гаквари

Улочки в Нижнем Гаквари взбираются в гору, вьются между каменными домами — многие из них построены еще в позапрошлом веке. На одной из таких улиц в каменной нише бьет родник — к нему, как и 100 лет назад, с большими кувшинами идут женщины. Казалось бы, нужды в том нет, водопровод теперь есть в каждом доме, да только вода из родника — вкусная, "живая".

-16

В селе Нижнее Гаквари есть особый памятник, посвященный осиротевшим хуторам. Его установили два года назад по инициативе выходца из села, московского врача-травматолога и общественного деятеля Магомеда Абдулхабирова. На плите из черного мрамора высечены названия более сотни опустевших горных хуторов. Надпись на памятнике сделана на четырех языках — чамалинском, аварском, русском и английском.

Саха
Саха

Связь чамалалов с другими народами

Связь чамалалов с другими народами и прежде всего с аварцами уходит в глубь веков. Аварцы арендовали земельные угодья чамалалов. Особенно тес­ные связи были с обществом Ункратль, население которого считается выходца­ми из аварских обществ.

Поддер­живали чамалалы связь и с чеченцами. Нынешнее чеченское сел. Чадыри неко­гда считалось чамалальским. Чеченцы-земледельцы помогали чамалалам, снабжая их зерном в обмен на продукты животноводства. Интенсив­ные связи существовали между чамалалами и годоберинцами. Свидетельство тому - общность святыни Анжука, находящейся в села Годобери. Жители села Гигатли считают Анжука своим сельчанином, якобы по воздуху перелетев­шим в Годобери.

Годобери
Годобери

Чамалалы имели контакты с лакцами. Широкой популярностью пользова­лись у них керамические изделия, с которыми приходили к ним торговцы из се­лений Балхар, Кумух. Свои ювелирные изделия привозили к чамалалам и кубачинцы. Чамалалы приобретали саженцы для своих садов в лезгинском селе Касумкент. Существовали давние связи и с грузинами: происхождение многих тухумов чамалалов связывается с выходцами из Грузии.

Читайте также: