Найти в Дзене
Человек на пенсии

Замечательная Маруська, которая тоже не очень дружила с собственной головой

На рассказ о бабе Зине мне написали комментарий про Татьяну, украшающую двор цветами. А я вспомнила свою знакомую – Маруську, про которую думаю, что была она настоящей блаженной.

Моя бабушка похоронена в селе Владимирской области. Поехала она туда по распределению своей старшей внучки, окончившей медицинский институт. Сейчас в тех краях прекрасные дороги, а тогда была глушь, отгороженная лесами от мира. Моя другая двоюродная сестра рассказывала о поездке туда – ехали до районного центра с названием, казавшимся мне каким-то необычным – Судогда, а потом в кузове грузовика. Я тоже была в той поездке, но мала, чтобы помнить.

В селе была больница и знаменитый на всю округу врач. Все, как в рассказах Чехова. Первой пациенткой сестры, она гинеколог, была коза, привели, так как не могла разродиться. Врачи жили в деревянном доме при больнице – тоже деревянной, самый доступный материал в тех краях. Быт неустроенный, работы много, бабушка в годах. Маруську взяли в помощь по хозяйству. Так и прилепилась она на всю жизнь к нашей семье.

Бабушка умерла, сестра вернулась в Москву. Маруське поручили уход за могилой. Она месяцами жила в Москве, бывала и здесь, в домике, где я сейчас живу. Худенькая, невысокая, косоглазая. Причем сильно косоглазая, но все равно приятная внешне.

Однажды мы на машине ехали в Муром на дачу подруги. И увидела я название села. Не здесь ли могила моей бабушки? Выяснилось, что это то самое село. Когда ехали в другой раз, подготовились. Узнали адрес Маруськи. Жила Маруська на последнем этаже хрущевки. Двухкомнатная квартира, в которой кроме нее жили две козы и несколько котов. Козы были нужны, чтобы котов кормить молоком. Газа у Маруськи не было. Соседи отключили, чтобы не взорвала. Она не в претензии – мол, я, и правда, забывчивая.

Водила она нас по селу – в храм, в магазин – очень тянула нас туда бесхитростная Маруська – хотелось ей печенья, на кладбище. Всюду за нами ходили две козы, сначала и коты, потом им надоело – отстали. Всем встречным Маруська объявляла, что я сестра Людмилы Фоминичны – это в ее глазах было моим большим плюсом. Встретили женщину, которая тащила из леса огромную корзину грибов. Ей тоже было сообщено, что я сестра, поэтому она должна отдать мне грибы.

Дома Маруська все старалась нас одарить. Ничего нельзя было похвалить даже из вежливости, все сразу вручалось в дар. Такой Маруська была во всем – блаженной. Я забрала у нее все же несколько фотографий своих родственников. Еще она подарила сушеную траву – чабрец, по-другому - тимьян. Потом я про нее читала у Дурылина. Мы ее в чай добавляли, а сейчас прочла, что это сильное антивирусное средство.

Фото из интернета
Фото из интернета

На кладбище был порядок. Я бабушку не помню. Она умерла вскоре после той нашей поездки много лет назад. Сестра, с которой мы туда ездили, рассказывала, что бабушка в русской печи делала фаршированные кабачки – огромные, но молодые. Представляю, какая это была вкуснятина. Невольно бабушку вспомнила, когда писала про тыкву фаршированную.

А с Маруськой было так. Сестра, которая врач, ездила на неделю к ней. Нашла людей, сделали уборку, ремонт небольшой. А главное, с кем-то порядочным договорилась, что будут присматривать за Маруськой, а потом наследуют ее квартиру.

Светлая память Марии, очень доброму человеку, бескорыстному, бесхитростному. Была она всегда в хорошем настроении. Вижу ее, идущую в сопровождении своих коз.