Найти тему
国史 История KOKUSHI

Византия перед крестовыми походами: Феодализм в Малой Азии Часть 2

Но мало того, что он пресекал все набеги турок на Византию, помимо этого он освобождал города, захваченные турками у Византии, в частности он занял прибрежные Антарадос и Тарсус – современные Тартус и Тарсус.

В принципе в этом сотрудничестве не было ничего необычного для Византийцев, наоборот, это в их духе: настраивать соседей друг против друга, нанимать наемников из них для войны за себя, это было смелым шагом, но не новым. Повезло Императору в том плане, что его союзник был таким честным и преданным союзником.

Однако цена такой преданности была Никея (современный Изник). Это хорошая крепость, расположенная в очень удобном стратегически месте. Как этот город стал турецким до конца не ясно, считается, что это следствие неудачного восстания Никифора Мелиссена в 1081 году. Говорили, что на пути к Константинополю жители сами открывали ворота своих городов перед ним, признавая его императором, а он отдавал города на разграбление Туркам.

Много городов было занято Турками из-за этого, однако это лишь версия, ведь императору Алексею было выгодно сделать из него козла отпущения, скинув на него все потери. Другая версия что Алексей сам передал город Сулейману в 1081 году, так как не мог доверить этот важный город никому из Византийцев.Проблема этого решения стала понятна после смерти Сулеймана, когда стало понятно, что его приемник, Абу,л-Касим был несколько не Сулейманом.

Впрочем, главные проблемы возникли восточнее, в Антиохии. Это был крупный город, возможно самый важный город восточной части Византии. Тут размещался патриархат. Для императора было важно, чтобы тут правил как можно более лояльный наместник, и Филарет Вархамий, казалось бы, подходил для этого как никто другой. Им сложно было манипулировать, но он был прекрасным полководцем и был достаточно лоялен Константинополю.

Но Турки также искали расположения Филарета, их больно прельщали его земли на востоке Анатолии. И в 1084 году он решался порвать с Византией и христианством, и уйти Туркам, в Ислам. Это могло обернуться катастрофой, и император немедленно приказал взять его земли под контроль и посадил там своих ставленников.

Антиохию же забрать должен был сам Сулейман, и забрал он ее без сопротивления, без боев и штурма. Так, как должен наместник императора получать имперский город, так как действовал он от имени императора. И Сулейман обозначил свою позицию – он перестал платить от Антиохии дань местному турецкому правителю, которую платил Филарет.

Когда же ему начали угрожать, он ответил, что верен Султану на территории, подвластной тому, когда же он находится в имперском городе, на земле Византии – он не имеет обязательств перед султаном. В 1086 году он выступил к городу Алеппо, который Византийцы хотели вернуть, и потребовал у местного турецкого правителя передать город.

Но Сулейман переоценил себя, его ресурсы все же были ограниченны, и когда местные турки это поняли – они, под предводительством сводного брата султана, выступили против войска Сулеймана и разбили его, а сам он пал в бою. Так все его завоевания отошли туркам.

Сам Алексей Комнин не проводил компаний в Малой Азии, рассчитывая на двух людей – Сулеймана и Филарета. И вот первый умер, а второй оказался предателем! Это оказалось проблемой… Так Абу,л-Касим, которого Сулейман назначил вместо себя, после смерти его начал совершать набеги на города и деревни Византии. Мало того, что теперь никто не контролировал границу, так еще все, что держал Сулейман отошло туркам.

Но меньше, чем Византийцам, сложившаяся ситуация нравилась только багдадскому Султану, которой опасался усиления командиров на местах, и предложил Алексею сделку – тот отдаст за сына султана свою дочь, а султан поможет ему с турками в Малой Азии. Это было воспринято как некий анекдот, а Алексей попытался заболтать ситуацию, внушив султану бесплотные надежды,

Впрочем, определенные договоренности были достигнуты, и в обмен на щедрые дары турки вернули Византии часть городов, в частности на побережье черного моря в малой Азии. Также Султан лично возглавил поход большой армии против непокорных турецких вождей на периферии турецкого мира, и даже занял Антиохию.

Но Антиохию отдавать обратно Византии он не стал, это была цена за помощь в возвращении большого числа городов в малой Азии. К слову, греческое население встречала Султана не как врага, а наоборот, как предвестника стабильности, ожидая что султан сдержит местных князей в узде

Теперь много из вождей, прежде грабивших Византию, теперь перешли на ее службу, и даже приняли христианство. И к 1088 году ситуация в малой Азии, которая только что была на грани катастрофы, вновь стала более менее стабильной, да, ценой потери кое-чего, но отношения с султаном были хорошие, и крупных угроз в востока пока что не было… В это время крестовый поход еще не нужен был.