В начале 11 века Византия переживала подъем. Экономические успехи привлекали туда людей со всего мира, а сами успехи были вызваны успешными военными действиями 10 века. Были разгромлены Арабские пираты в Эгейском море, расширены границы на Балканах и в малой Азии. Это был золотой век Византии.
Однако к середине 11 века развитие начало замедляться. Сыграло свою роль здесь и окружение Византии. Наемники-нормандцы в южной Италии использовали распри между местными городами чтобы подчинить их себе, и образовать нормандское государство, которое представляло угрозу для Византийских владений в южной Италии.
Примерно в это время обратили свои взоры на Византию и печенеги, жившие на северных берегах Дуная, и все чаще совершавшие набеги на балканские владения империи. Но угроза исходила и с востока, от турок, которые постепенно, малыми отрядами, начали вторгаться во владения Византии.
И если с каждым противником по отдельности бороться можно было, то со всеми тремя одновременно это было сложно. В конце концов Южная Италия была предоставлена сама себе, и оказалась под контролем норманнов, атаковавших, впрочем, и местных мусульман, владевших Сицилией.
Перестала сопротивляться Византия и Печенегам, прибегая к взяткам и дани в обмен на мир. Попытки организовать оборону были лишь на востоке, но и это было не сразу. После того, как 1067г. отряды турок разграбили Кесарии, Император Роман 4 Диоген, ставший правителем женившись на вдове предыдущего императора, начал военные компании против турок.
Слабая разведка, нетвердое управление войсками, некомпетентное руководство и хроническая недооценка противника привели к катастрофе в 1071 году, и сам Роман 4 был взят в плен. Это поражение еще сильнее ухудшило положение, и отсутствие попыток исправить ситуацию с набегами привели к панике населения.
Жители восточных провинций начали массово бежать на запад, в Константинополь. Налоговые поступления сократились, а нагрузка на ресурсы процветающего еще недавно города усилилась. Ухудшалась ситуация и с сельским хозяйством, так как крестьяне или призывались в армию, или уходили в город, в поисках безопасности. Сельская местность обезлюдила.
Пытаясь справиться с финансовыми проблемами, правительство пошло на порчу монеты, снижая содержание золота в деньгах при сохранении их стоимости. Налоги росли, росла и инфляция. Это все приводило к недовольству, в том числе и среди аристократии. В конце 1070-х годов могущественные дома поднимали одно восстание за другим. Большая часть их них было подавленно, но на это тоже шли ресурсы.
И вот уже соседи пользуются сложной ситуацией в государстве. Норманны, которым, естественно, оказалось мало южной Италии, нацелились на Эпир, что находится уже не отдельно, а в самой Византии. Правящие династии Хорватии и Дуклии – небольшой области на периферии империи – стали переориентироваться на запад, обращаясь к папе римскому с просьбой признать их суверенными правителями.