Некоторые источники, среди которых и Анна Комнина, дочь императора Византии, представляют ситуацию так, будто на момент прихода Алексей Комнина вся малая Азия уже была под Турками, и ситуация уже тогда была плачевной. Однако, это не совсем корректно, и Анне было выгодно представить все так, что это не в следствии просчетов ее отца была потеряна эта территория, а в следствии ошибок его предшественников.
В первые годы правления императора Алексея 1, его взор был направлен на запад, против печенегов и Норманнов. Ситуация на востоке же была относительно стабильна, и города оказывали сопротивления Туркам уже десятилетие после битвы при Манцикерте. И держались они вполне самостоятельно, без помощи столицы.
Одним из знаменитых полководцев Империи, хорошо устроившихся на востоке, был Филарет Врахамий (чертовы 40к, я с третьего раза правильно прочитал его фамилию), который в период мятежей 1070-х годов подчинил себе много городов и крепостей, обеспечив устойчивость своему положению. И приход Алексея никак не повлиял на его положение там, он по-прежнему владел Марашем, Мелитеной и большей частью Киликии, а позже присоеденил и Эдессу.
Когда Алексей 1 выступил против Норманнов, он призвал войска со всех концов империи, в том числе и те, что были развернуты в малой Азии, те, что все это время сопротивлялись Туркам, должны были оставить свои города и отправиться теперь на запад. Это все еще раз подтверждает, что в этот момент ситуация здесь была относительно стабильной.
Даже банды Турок, грабившие окрестности и досаждавшие городам иногда нанимались в качестве наемников к Византийцам. Вообще в Малой Азии кроме турок в прошлое приходу нового императора десятилетие была более существенная проблема – это мятежи местных аристократов.
Поэтому доверять слишком сильную армию кому-то из своих военачальников он не хотел – он сам стал императором, когда ему доверили такою армию и он развернул ее на Константинополь. Он обратился для этого к своему старому знакомому, турку Сулейману. Его и до этого неоднократно нанимали для борьбы с мятежниками, и он занимался этим очень успешно.
Он помогал новому императору подавлять мятеж и на западе Балкан, где турецкие войска прекрасно себя показали. У него было главное свойство – Сулейман не был частью Византийской элиты, из-за чего Алексей охотнее ему доверял. Император принес Сулейману щедрые дары, в обмен на помощь.
Сулейман должен был установить и удерживать границу по реке Дракон (современная Анамур), пересекать которую не должен был не один турок. То есть Сулейман фактически становился наместником императора в восточных провинциях, с задачей пресекать вторжения банд турецких грабителей и разбойников.
Более того, Сулейман обещал оказывать Алексею военную помощь при необходимости, и в 1083 г. Император запросил помощи для сражения с Норманнами, Сулейман прислал тогда 7000 солдат. И этот союз очень много дал Императору. Он дал ему главное – стабильный тыл, Алексей мог спокойно заниматься делами на западе, не беспокоясь о том, что происходит на востоке страны.