Этот знаменитый художник 17 века обладал не меньшим талантом, чем Андрей Рублев, но сейчас о нем мало кто знает. Наверное, только ценители древнерусской иконописи, да историки. А между тем в середине 17 века он был самым востребованным иконописцем в Российском государстве. Он впервые в нашем живописном искусстве отошел от церковных канонов и стал натурально изображать человеческий образ. Можно сказать, что в его творчестве впервые намечается стремление к реализму.
Родился он в 1626 году, происходил из дворян, крещен был Пименом, но в историю вошел под совершенно другим именем. Уже в 22 года он стал царским жалованным живописцем, которых при дворе тогдашнего царя Алексея Михайловича было всего 4-5 мастеров. Остальные выполняли разовые задания. Работал он много: писал новые, подновлял старые иконы, восстанавливал фрески кремлевских соборов, готовил рисунки граверам, ювелирам. Изготавливал полковые знамена, географические карты, проверял изготовление красок. То есть, как бы мы сейчас сказали – работал в режиме многозадачности. Не перестаю удивляться, как он все успевал.
Учил он и начинающих мастеров. Среди его учеников были тоже не без известные иконописцы Иван Максимов, Михаил Милютин и другие. Он хотел, чтобы его последователи правильно научились рисовать человеческие тела. Художник задумал создать училище наподобие европейской академии художеств и даже построил в Китай-городе каменный дом для мастерской. Но зам по велению царя его отобрали за какую-то провинность.
Живописец стал осознавать неповторимость человеческой личности, ведь Христос и святые тоже были людьми, и создал непревзойденную икону «Спас Нерукотворный». Прекрасна и другая его икона – «Насаждение древа государства Российского» (не забывайте, он был придворным иконописцем). Написана она была для московской церкви Троицы в Никитниках,прихожанином которой и являлся этот художник. На иконе изображено как Иван Калита и Митрополит Петр сажают огромное дерево, ствол которого поддерживает икону. На ветвях расположены медальоны с фигурами московских правителей, патриархов, святых. За посадкой дерева следит царь Алексей Михайлович. Икона призвана была прославить Москву, показать ее роль в образовании Российского централизованного государства, а так же прославить ее князей. Икона имеет и второе название. Если знаете его – делитесь своими знаниями в комментариях.
Икона очень известная. Догадались, о каком иконописце идет речь? Если нет, то подсказываю – Симон Ушаков. Именно так он подписывал свои иконы – «писал Симон, московский дворянин». Предположительно и фрески в церкви Троицы были написаны им же. В то время многие ругали Ушакова за отход от старых канонов, но он создавал иконы, отвечавшие изменившимся требованиям времени, ведь в конце 17 века Россия стояла на пороге перемен.
Художник оставил свои творения в светской живописи. Созданные им портреты царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стояли у их гробниц в Архангельском соборе Кремля. В 1668 году он работал над восстановлением росписей Грановитой палаты, которые сохранились по сей день. А вы знаете такого иконописца?
Делитесь комментариями и подписывайтесь на канал.zen.yandex.ru/id/5f204a5c22373c0e2f5d49f2
И больше лайков товарищи!