В основе психологической помощи ребенку, пережившему утрату, лежит работа с его чувствами, размышлениями. Ребенку необходимо ощущать поддержку взрослого, возможность задавать вопросы, искать вместе с ним объяснения происходящему. В любом случае важно бережное отношение к чувствам.
Детское горе проходит ряд стадий:
· Шок и оцепенение (застыл);
· Отрицание (не верю, не может быть);
· Поиски (я сейчас проснусь, и все пройдет; почему? за что?);
· Гнев (злость, ненависть);
· Вина (если бы я не…, то…);
· Страдание (больно, горько, печально, грустно);
· Реорганизация (воспоминания, любовь);
· Завершение (облегчение).
Иногда у детей отмечаются длительные переживания, требующие терапевтической помощи. В подобных случаях либо ребенок каким-то образом показывает своим родителям, что ему нужна помощь, либо родители считают, что специальная поддержка нужна ребенку, чтобы справиться с трудной ситуацией. При этом часто требуется помощь, чтобы преодолеть возникающие эмоциональные нарушения, которые переполняют ребенка или, напротив, скрыты и выступают причиной других проблем, не связанных непосредственно со специфической стрессовой ситуацией. Иногда травмирующая ситуация глубоко затрагивает ребенка, даже если она воспринимается окружающими как относительно незначительная (например, присутствие во время несчастного случая, переезд на новое место жительства, переход в новую школу, появление в семье новорожденного или утрата любимого животного). Иногда переживания имели место много лет назад, и кто-то тогда пытался защитить ребенка, не обсуждая эти переживания откровенно. Иногда и сам ребенок, поскольку он не готов встретиться с ним лицом к лицу, вытесняет такие переживания из сознания, но потом они всплывают вновь.
Ребенок, при разговоре о травмирующем событии может просто пожимать плечами, никак не выражая своих чувств. В этом случае следует заниматься рисованием, лепкой и сочинением рассказов. В процессе этих занятий вскрываются многие из имевших место эмоциональных нарушений.
Часто малыш не может выразить свои чувства родителям, потому что родители тоже расстроены чем-либо и ребенок хочет оградить их от переживаний. Он не хочет причинять им дополнительного горя или делать их несчастными. Если родители сумеют открыто вести себя, ребенку будет легче откровенно говорить о собственных чувствах или своей растерянности.
Инцидент должен быть исчерпан, при необходимости детально обсужден, возможно заново проигран в символах.
Показатели непережитого горя (утраты):
·1 Резкое снижение школьной успеваемости, плохие отметки, несмотря на старание;
настойчивый отказ посещать школу;
·2 Упорное непослушание или агрессия (дольше шести месяцев), оппозиция авторитетным фигурам, нарушение прав других- людей;
· 3 Частые и необъяснимые вспышки гнева, падения настроения; деструктивные (разрушительные действия) способы выражения гнева;
·4 Стойкая тревога или страхи, частые приступы паники; продолжительный страх находиться одному;
·5 Постоянные ночные кошмары, выраженные трудности засыпания и другие расстройства сна, отказ идти спать;
·6 Гиперактивность, непоседливость (если раньше этого не было); поведение, свойственное намного более младшему возрасту в течение длительного периода;
· 7 Употребление алкоголя или наркотиков;
·8 Воровство, половая распущенность, вандализм, противоправное поведение;
· 9 Избегание разговоров и даже упоминаний об умершем или о смерти;
· 10 Чрезмерное подражание поведению умершего перед гибелью, появление устойчивых симптомов его заболевания;
· 11 Повторяющиеся высказывания о желании соединиться умершим;
· 12 Затянувшаяся депрессия, во время которой ребенок теряет интерес к окружающему, не способен справляться с проблемами и повседневными делами.
В домашних условиях в удобных случаях нужно обращаться к событиям, чувствам и опыту до травматического события. Во время общения малышу важно почувствовать безопасность разговора на болезненные темы.
Важно, чтобы взрослый дал возможность ребенку пережить чувства, спроецированные ребенком на «героя», говорил о своих переживаниях, поддерживал малыша и понимал. Если ребенок не может обозначить то чувство, которое его заставляет его страдать, взрослый может сообщить о своих чувствах, как если бы он был на том месте.
Время на прохождение горя у каждого свое, не торопите ребенка, дайте ему столько времени, сколько ему надо. Иногда ребенок неожиданно возвращается чувствами к какой-либо стадии утраты, обязательно открыто поговорите с ним про это и позвольте побыть какое-то время с этими чувствами: нарисовать, вылепить, рассказать. Но по завершении вашего общения, обязательно узнавайте у ребенка, чем он собирается заняться сейчас, потом. Поговорите про ближайшее будущее, запланируйте совместную деятельность, попросите помочь вам в каком либо деле. Дайте ему почувствовать, что ваши с ним взаимоотношения прочны и надежны.